?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бытует мнение, что в оккупированных районах Советского Союза немецкая власть открывала церкви и всячески поддерживала верующих. Мнение это очень распространенное.
Однако, все было не совсем так. Вернее, совсем не так.
Конечно, если верить немецким архивным документам, а не мнениям публицистов и блогеров.
Да, есть такой факт, что на оккупированной территории действительно заново открывались храмы, закрытые в эпоху двадцатых-тридцатых. Вопрос - кто их открывал? Немцы? Да, им, видимо, делать больше нечего было, как туземцам храмы восстанавливать. Для Германии война эта была колониальная. Для них славяне ни чем не отличались от готтентотов.
Опираясь на документы СД, гестапо, Министерства Восточных территорий и других структур Третьего Рейха мы получаем следующую картину.

В самом начале войны, 2 июля 1941 года, Гейдрих разослал указания высшим чинам СС и полиции безопасности, в которых указал следующее: "Против устремлений православной церкви распространить свое влияние на массы ничего не предпринимать. Напротив, всячески содействовать им, причем, изначально настаивать на приниципе раздления цекви и государства и избегать единства церкви. Также не препятствовать образованию религиозных сект".
Как видим, в начале июля Гейдрих указывает содействовать. Но проходит всего месяц с небольшим  Гейдрих резко меняет политику..
Оперативный приказ начальникам айнзатцгрупп от 16 августа 1941 года звучит совершенно иначе. Он большой, я приведу только выжимку по пунктам:
1. Всячески пресекать миссионерские попытки католического и униатского духовенства. Категорический запрет на въезд на территорию СССР католическим и униатским священникам и монахам. Особое внимание обратить на иезуитов.
2. "Содействие православной церкви также является нежелательным". Там, где население пожелает восстановить церковную жизнь - не препятствовать этому желанию. "Ни в коем случае снемецкой стороны нельзя, однако, в демонстративной формесодействовать церковной жизни, организовывать богослужения или проводить массовое крещение". Оттуда же: "Желателен раскол на отдельные церковные православные группы".
3. "О возврате церковным организациям экспоприированных Советами в пользу государства зданий церквей или церковного имущества, все равно какого рода, пока не может быть и речи".

Тоже самое в приказе Кейтеля по Вермахту. Не препятствовать, если будут желающие, но и не содействовать. Категорически запретить солдатам вермахта участвовать в православных богослужениях. Капелланам категорически запретить организовывать службы для русских. Запретить въезд духовных лиц из Европы на оккупированные территории. Запретить гражданскому населению и фольксдойче участие в полевых бгослужениях вермахта.
"Церкви, разрушенные при советском режиме или в результате военных действий, не должны органами германского Вермахта ни восстанавливаться, ни приводиться в соответствие с их назначением. Это следует предоставить русскому гражданскому населению".  Это приказ от 6 августа 1941 года.

Таким образом, мы получаем то, что получаем. Никакого содействия в вопросах восстановления религии немцы не оказывали и не собирались оказывать. "Вам надо - вы и делайте" - вот такая позиция была у немцев. Никакого восстановления храмов, никакой поддержки - только "Разделяй, властвуй и контролируй".
Единственный эксперимент, на который немцы пошли - это Псковская миссия.
Антихристиане левацкого толка представляют себе эту миссию едва ли не как тыловую дивизию СС, которая занималась пропагандой и агитацией на территории Псковской области.

Я опираюсь не на Википедию, а на информационный бюллетень №10 штаба полиции безопасности и СД - "О положении церкви в областях южнее Ленинграда".
Миссия действовала на территории нынешних Ленинградскиой, Новгородской, Псковской областей.
Общая численность прихожан, посещавших церковь на этих территориях - 2 миллиона человек. Это не миссия - это люди, которые ходили в храмы в условиях оккупации.
Сама миссия состояла из 14 (четырнадцати) священников.
При этом миссия была не немецкой инициативой, а инициативой митрополита Сергия из Литвы. Всего год прошел со времени присоединения прибалтийских лимитрофов. Митрополит Сергий попросил разрешения у немцев отправить в северо-западные области РСФСР - миссионеров, которые будут нести религию в массы. Разрешили. 14 человек разрешили отправить. На местах служили еше 50 священников, которые к миссииникаким боком не относились. Война войной, а церковную юрисдикцию война не отменяет.
Представьте себе парадокс ситуации: митрополит Сергий, находясь на оккупированной территории, напрямую подчиняется Москве! Надо понимать, что СД попробовало свою игру вести с "агентами Кремля". Именно так и воспринимали немцы священников РПЦ. Вот эти 14 священников - это представители из Прибалтики - 13 из Латвии и 1 из Эстонии. Из Литвы никого не послали, там была своя богословская война с польским католицизмом. Литовские поляки, в свою очередь, активно поддерживали Армию Крайову.
А кто такие еще 50? А это те, кто служил в храмах до войны в Новгородской, Псковской Ленинградской областях. Теперь они автоматически перешли под юрисдикцию митрополита Сергия. Их не спрашивали. Просто перевели и все. И, кстати, один из них потом медалью "Партизану Великой Отечественной" был награжден. Федор Пузанов. А ведь он формально подчинялся как раз Псковской миссии. Мало - подчинялся - назначен ей был.
Федор Пузанов воевал в Первую Мировую. Три Георгиевских креста и Георгиевская медаль второй степени. В 1926 стал священником. В 1928 был арестован. В 1932 вышел. Дальше был рабочим в Чудово. Когда пришли немцы - Миссия его назначила священником. Сначал в Чудово, потом в Псков, потом в деревню сослали - Хохловы Горки.


Да почему формально? Вполне себе фактически подчинялся.
Когда миссия начала собирать доходы, то немцы, в начале, не обращавшие внимания на хозяйственную деятельность приходов, обложили Миссию налогом.
Собирала Миссия немного - около 1800 рейхсмарок в месяц на сентябрь 1942 года. Именно рейхсмарок, а не оккупационных.
Много это или мало? Официальный курс рейхсмарки на оккупированной территории составлял 1:10. То есть это 18.000 советских рублей.
Я понимаю, что современному читателю это мало что говорит. Но вот, например, месячная зарплата рядового вермахта составляла 35 рейхсмарок.
То есть это зарплата 50 рядовых.
Ребята, это два взвода, в лучшем случае. При этом, эти деньги крутились внутри миссии. Это пока без налогов. На эти деньги содержался аппарат. Двое в Риге:
1. Митрополит Сергий.
2. Секретарь Николай Виглайс.
Трое в Плескау - так немцы Псков называли:
1. Руководитель миссионерского управления Кирилл Зайц.
2. Писарь Георг Бенигсен.
3. Казначей Виктор Караваев.
Но это не только зарплата. Это еще расходы на газету, на молитвословы, на благотворительность, на разъезды.
Ни иконографическая мастерская, ни торговая лавка доходов не приносили.
Основная часть дохода - это десятины от пожертвований за обряды и продажа свечей.
Схема такая - вот в деревне Хохловы Горки у отца Федора приход. Туда приходят отпевать, крестить, венчаться. За это пожертвования - дают верующие. Кто сколько может. С этой суммы платится десятина наверх, в Псков. Из поступивших денег 50% отправляется в Ригу. Остальное остается на приходе.

Дотошные немцы, обнаружив такое дело, обложили миссию налогом в 30%. Но и доходы к ноябрю 1942 выросли в десять раз. Целых 10.000 рейхсмарок. То есть сто тысяч рублей. Или уже почти пара рот зарплат немецких рядовых. Опять возникает вопрос - много это или мало?

Священник Псковской Духовной Миссии отец Федор Пузанов передал через партизан в Ленинград 500.000 советских рублей, собранных им на пожертвования. То есть 50.000 рейхсмарок. Эти деньги ушли на строительство танковой колонны "Дмитрий Донской".

И как же относились сами немцы к своему эксперименту? Да вот, характерный пример.
Священник Григорий Добровольский 16 июня 1943 года был назначен священником в Псковский район.  25 ноября в деревню Добровыдки, где он служил, заявились немцы. Сожгли его дом, взорвали храм. Перед этим собрали иконы, шелковые платки, полотенца из алтаря. Сожгли и рядом стоящую деревню Подвязье. То, что Добровольский успел спасти - антиминс, дискос, Евангелие, крест, часть икон - закопал и потом спрятался в лесу. Потом отправил письмо в Миссию.

Митрополит Сергий был убит людьми в немецкой форме 29 апреля 1944 года на дороге между Вильнюсом и Каунасом. Возможно это были айзсарги, возможно агенты СД.

Вот так относились немцы к Русской Православной Церкви в годы войны. Никаких восстановленных храмов, никакого благожелательства. Холодное наблюдение и ничего кроме.

В заключение, хотелось бы сказать - да порой использовали риторику в газетах и листовках. Но газеты и листовки - это пропаганда. Внутренние документы гораздо точнее отражают реальность.
Возможно, некоторые священники из граждан СССР перешли на сторону Германии. Как и некоторые ответственные аппаратчики горкомов и райкомов ВКП(б). Данные факты являются частными случаями, а не тенденцией. И коммунисты, и верующие, в основной своей массе, воевали против общего врага.
И победили.







Comments

( 49 comments — Leave a comment )
quaxter
Oct. 26th, 2015 06:19 pm (UTC)
Лёша, а что-то можно по наличным на сегодня данным
сказать наверняка о гибели владыки Сергия (Воскресенского)?

и, кстати. в Псковской Духовной Миссии было всякой твари по паре. были и эмигрантские священники, люто ненавидящие большевиков, были реальные подвижники, спасавшие и дававшие веруюзим Христово утешение в дни военной скорби, но были и инфильтрованные агенты с "большой земли".

сказать, чья верх брала - трудно.

и, да, Pleskau - это возврат к этимологеме архаичного написания: Пльсковъ (до падения глухих) => двукратная редукция => Псков.

Edited at 2015-10-26 06:22 pm (UTC)
ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 06:23 pm (UTC)
Re: Лёша, а что-то можно по наличным на сегодня данным
Наверняка сказать нельзя будет никогда. Я так думаю, что документов по его гибели в архивах вообще не существует.

И да, взяли верх наши. То есть из твоей классификации победили вторые и третьи. При этом, агент внешне мог выглядеть как первая категория.
Re: я тут не причем - quaxter - Oct. 26th, 2015 06:33 pm (UTC) - Expand
Re: я тут не причем - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 06:34 pm (UTC) - Expand
aldarin
Oct. 26th, 2015 06:19 pm (UTC)
Интересно. Спасибо.
ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 06:21 pm (UTC)
Не мае за шо)
zihuatanexo
Oct. 26th, 2015 06:21 pm (UTC)
И победили.

Лучше и не скажешь.
ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 06:37 pm (UTC)
А сколько таких как Пузанов и не всплывет никогда..
chu_chu_ndr
Oct. 26th, 2015 06:52 pm (UTC)
Рекомендую книгу "Церковь зовёт к защите родины" - очень качественная обзорная работа, заявлена как обобщающая по всем конфессиям во время ВОВ, но упор идёт на Псковскую Миссию, по тексту много документов приводится. Чуть-чуть тенденциозно, писал церковный историк, так что тут удивляться нечему. Но всё равно - хорошо передаёт дух эпохи, много фактического материала и почти нет попыток судить из дня сегодняшнего. Стоит внимания.
ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 07:34 pm (UTC)
Я опирался именно на немецкие документы.
(no subject) - chu_chu_ndr - Oct. 26th, 2015 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chu_chu_ndr - Oct. 26th, 2015 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chu_chu_ndr - Oct. 26th, 2015 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 08:28 pm (UTC) - Expand
разумеется. - quaxter - Oct. 26th, 2015 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nornegest - Oct. 26th, 2015 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nornegest - Oct. 26th, 2015 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nornegest - Oct. 26th, 2015 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nornegest - Oct. 26th, 2015 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chu_chu_ndr - Oct. 26th, 2015 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 08:30 pm (UTC) - Expand
wowa_vova
Oct. 26th, 2015 06:55 pm (UTC)
"...избегать единства церкви. Также не препятстсвовать образованию религиозных сект"... "Желателен раскол на отдельные церковные православные группы"...

Лет 8 назад, слушая "Эхо Москвы", уловил что-то, не мог понять - что. Людей, как-будто подменили. Видимо эту инструкцию начали зачитывать редакции, на утренних планёрках.
ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 07:47 pm (UTC)
Эти бесы были в начале девяностых с православием противу коммуняк. Теперь - против русских и православия.
qwerty2011
Oct. 26th, 2015 07:06 pm (UTC)
Не в тему, извините
Сегодня мне мой ЖЖ напомнил о том, что скоро день рождения у Владимира Коваленко, автора "Камбрийского цикла", "Боевых парусов", "Крыльев Империи" и "Против ветра!"
На своем сайте он последний раз был 7 декабря прошлого года:
http://rasamahlab.forum24.ru/?32-rosomah

Вы случайно не в курсе, что с ним? Пишет ли?
ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 07:33 pm (UTC)
Re: Не в тему, извините
Я не в курсе, надо на Вихрях Времен поспрашивать.
poker_spieler
Oct. 26th, 2015 07:37 pm (UTC)
Была, однако еще и РПЦЗ. Вот она то открыто сотрудничала с немцами, хотя и к ней было настороженное отношение. И только в 1943 немцы отношение изменили. РПЦЗ сотрудничал с РОА, выпускала воззвания и т.п.
Вне Европы отношение к СССР со стороны РПЦЗ было не менее враждебным.
И сейчас зарубежники не раскаялись. Более того одним из условий объединения РПЦ и РПЦЗ было принесение покаяния советскими людьми. Правда потом это требование сняли.
Наверное как подарок к объединению в Москве на территории храма Всех Святых был установлен памятник якобы белогвардейцам, а на деле немецким пособникам. Потом он был снесен, как говорят, в результате совместных действий АКМ и Наши. Забыли вражду ради святого дела.

ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 07:45 pm (UTC)
На тот момент РПЦ к РПЦЗ, и наоборот, никакого отношения другу к другу не имели. Более того, даже ненавидели друг друга.
РПЦЗ - за то, что РПЦ под власть сатаниздов-коммуниздов прогнулась.
РПЦ - за то, что бросили людей в лихую годину.
При этом немцы обоснованно не доверяли РПЦ - Пузанов тому пример. Но так же точно не доверяли и РПЦЗ, бо белые эмигранты тоже не все одинаковые были. С учетом гестаповской паранойи насчет "агентов ОГПУ" в рядах белой эмиграции - а такие были - каша там заварена круто.
(no subject) - poker_spieler - Oct. 26th, 2015 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivakin_alexey - Oct. 26th, 2015 08:07 pm (UTC) - Expand
argumentx
Oct. 26th, 2015 07:56 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
lapis_lapsus
Oct. 26th, 2015 08:10 pm (UTC)
Бабушка утверждала, что немцы не то что содействовали - не запрещали праздновать и соблюдать ритуалы, чем во многом вызвали лояльность старшего поколения. Интересная была политика на Украине - заигрывали с хохлами. На мой вопрос, почему они уехали в разгар оккупации в Белоруссию таков был ответ:" Нам места не нашлось больше в этом селе, все местные сказали: "Это земля моего деда, а эта - моего".
Поэтому моему прадеду немцы дали какую-то бумагу и отравили к родне как белоруса. До конца жизни ненавидела бандеровцев. Худшее ругательство.
ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 08:18 pm (UTC)
Ой, про Украину отдельная песня.
Там Кох ставил на униатов и раскольников, потому как РПЦ МП типо агенты Сталина. А вокруг раскольников бандеровцы начали вещать о 20 тысячах лет Украины. Тут вмешался Розенберг и начал свою бюрократическую войну против Коха, требуя прекратить финансировать УПЦ КП(современная терминология) и начать поддерживать УПЦ МП.



Edited at 2015-10-26 08:21 pm (UTC)
lebow_ski
Oct. 26th, 2015 09:52 pm (UTC)
Алексей, смотри чаво жажа вытворяет:



(извините что не по теме написанного)

Edited at 2015-10-26 09:53 pm (UTC)
ivakin_alexey
Oct. 26th, 2015 10:00 pm (UTC)
Оппа, они смотрят, какие отели и где я гуглил?
tarkhil
Oct. 27th, 2015 09:08 am (UTC)
Моя бабушка приводила рассказ человека, которого знала

1941 (видимо) год. Плен.

Немцы предлагают всем помолиться перед смертью. Он - с одной стороны, комсомолец, с другой - крещеный... Отходит помолиться.

Немцы всех, кто не молился, расстреливают, остальных гонят в лагерь.

Священник добивается для пленных права посещения службы, на службе раздает хлеб. Немцы службу не посещают, но узнают об этом - видимо, кто-то стукнул.

Прямо на службу (?) являются немцы и требуют вести службу в лагере.

Священник говорит - "Я Святой Крест за колючую проволоку не понесу"

Немцы его расстреливают

Как водится в таких воспоминаниях, ни имен, ни деталей :(
marusyak4
Oct. 27th, 2015 10:37 am (UTC)
Очень интересно, спасибо, Алексей!
lena_malaa
Oct. 28th, 2015 05:34 am (UTC)
припоминаю рассказы, что у меня на родине немцы расстреливали и бросали в ров людей на закапывание, а ров и расстрел происходили под стенами храма. На симфонию это как-то тоже не похоже.
( 49 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner