advocatd (ivakin_alexey) wrote,
advocatd
ivakin_alexey

Как нам обустроить денацификацию Украины? Часть 3.

ЧЕВЕРТЫЙ ЭТАП. 2010-2014. РЕМИССИЯ
После победы Януковича в 2010 году, министром образования стал Дмитрий Табачник. Он еще при Ющенко резко и агрессивно критиковал историческое образование.
«Должен огорчить  доморощенных «патриотов»: среди победителей во Второй мировой ни ОУН, ни УПА не упомянуты, а вот организация СС (в том числе ее воинские формирования, так называемые ваффен-СС, в которые входила и дивизия «Галичина») признана преступной».
Кстати, хотелось бы напомнить тем, кто доказывает, что бандеровцев на Украине нет, что 2 мая 2014 года на сожженном здании Дома Профсоюзов «мирные болельщики» в бронежилетах и касках немецкого образца написали на фронтоне здания: «Галичина-SS”.  Это не было случайностью, для евромайдановцев и «Правого сектора» украинские эсэсовцы это герои.
Более того, Табачник первым подловил украинских русофобов на двойных стандартах. Ведь если СССР являлся союзником Гитлера до 1941 года, то и Украина, как субъект СССР тоже была союзницей Рейха. А если Украина вела свою войну – против СССР и против Германии, то и в военном,  и в политическом смысле эту войну она проиграла. В целом же, историческая концепция Табачника была близка к советской:
1.       Подавляющее число жертв среди населения Украины на совеси националисических коллаборационистах.
2.       В казнях активно участвовали украинские шуцманшафтбатальоны.
3.       Оккупационный репрессивный аппарат , в основном, состоял из националистов.
4.       Все карательные акции, в том числе угон молодежи в Германию, осуществляла украинская полиция.
5.       Националисты охраняли самые страшные лагеря (например, Сырецкий), а также служили агентами-провокаторами среди военнопленных и остарбайтеров.
Деятельность и высказывания Табачника усугубили и так существовавший раскол между Востоком и Западом Украины. И чиновники в госаппарате, и лоббисты в парламенте заметно противодействовали введению новых стандартов в образовании.
Так, отмена указа Ющенко о присвоению Бандере звания героя Украины был отменен лишь год спустя, после приходя Януковича к власти. Список же новых учебников, аккредитованных Министерством образования, появился лишь в августе 2011 года.
Что там изменилось?
1.       Свелась к минимуму антисоветская риторика.
2.       Главные причины войны:
- Несправедливость Версальско-Вашингтонской системы
- Глубокий экономический кризис.
- Поощрительная политика Британии и Франции в отношении Третьего Рейха.
- Пакт Молотова-Риббентропа лишь ускорил начало войны.
3. СССР был изъят из списка агрессивных и тоталитарных стран
4. Из списка жертв-агрессии убрана Румыния.
5. Вернулся термин «Великая Отечественная война»
Это изменения в одном учебнике – Т. Ладиченко. В издании 2007 года всего вышеперечисленного нет, появляется все в издании 2011. Тем не менее, у Ладиченко практически нет героических, идейных и нравственных категорий. Просто «Началась Великая отечественная война». Зато, в угоду курсу власти, изменились вставки из мемуаров.
Ладиченко, 2007 – из мемуаров С.Аллилуевой: «Он (Сталин) не мог допустить и предвидеть, что  пакт 1939 года, который он считал своим ребенком и результатом своей большой хитрости, будет сорван врагом более хитрым, чем он сам».
У Ладиченко-2011 этого отрывка не. Зато появляются другие, например из Гудериана: «Русский солдат всегда отличался стойкостью, твердым характером и несгибаемостью».
И в учебнике Ладиченко-2011 сохранилась оценка УПА как части общеевропейского движения Сопротивления, альтернативного коммунистическому.
А вот в учебнике И.Щупака «Всемирная история. Новейший период (1939-2011)» Запорожье: Премьер, 2011 год даются как раз морально-нравственные характеристики: «Она стала Великой Отечественной войной, войной против захватчиков, за свободу Родины для большинства граждан Советского Союза, проявлявших стойкость и мужество».
Об ОУН-УПА у Щупака вообще нет упоминаний. Говорится только о РОА, об азербайджанских подразделениях вермахта, о латышских и эстонских СС, о донских казаках – но ни слова о «Нахтигаль» и «Галичине».  Причем, коллаборационизм был предопределен «сталинским тоталитарным режимом». Ничего не говорится и о французском, датском, бельгийском, голландском и других коллаборационистских движениях. Это и немудрено, ибо «сталинским тоталитарным режимом» не объяснить появление Квислинга и Дегреля. Разве что, признать, что и до Бельгии дотянулся «проклятый Сталин».
Таким образом, создается ощущение того, что коллаборационизм был только на территории Советского Союза, за исключением Украины. Хотя это и противоречит историческим фактам.
Еще один учебник этого периода это учебник Пометуна и Гупана «История Украины» для 11 классов общеобразовательных школ.
В нем заложена антисталинская концепция, СССР причислен к тоталитарным странам, пакт Молотова-Риббентропа трактуется как агрессивный, угрожающий миру и безопасности.
Тем не менее, Украина в нем представлена не как колония, но как составная часть СССР.
Движению ОУН-УПА посвящено 98 строк, движению партизан – 178 строк. Манера же освещения УПА, опять же демонстративно нейтральна – это одно из течений Сопротивления. Учащимся предлагается размышлять, сравнивать и делать выводы самостоятельно. Однако, в силу возрастных особенностей, самостоятельно ученик сделать выводы не может. К этим выводам его подводит учитель и его идеология.
Тем самым, нейтральные по форме учебники периода Табачника привели к укреплению бандеровских симпатий на Западе страны, и антифашистских на Юго-Востоке.
Фактически, историко-образовательный процесс 2010-2014 стали копией политики Януковича. Попытка сохранить нейтралитет в ситуации все углубляющегося нравственного раскола украинского общества привела к потере власти, государственному перевороту, захвату власти прозападными политиками и резким отторжением политики Запада населением Юга и Востока.
Компромисс есть худшая форма разрешения конфликта. А в идеологической же сфере компромисс невозможен вообще. Идея – это движущая сила и нации, и отдельного человека. История есть компас, где две стороны противоположны всегда. Либо ты на стороне Красной Армии, либо ты на стороне УПА. Третьего на Украине быть не может. Либо «москаляку на гиляку», либо «русский и украинец – братья навек». Найти компромисс между этими двумя точками зрения – невозможно.
Теоретически, конечно, и такой вариант есть.
Снести все Вечные огни и памятники Бандере одновременно. Запретить красный, жовто-блакитный и красно-черный флаги одновременно. Отгородиться стеной от мира, изъять все учебники истории, отключить интернет, сжечь все исторические книги и фильмы. И начать заново историю новой нации, переименовав все, до чего можно дотянуться. Но все это из области ненаучной фантастики.
Выхода для новой украинской власти нет – ей необходимо делать ставку либо на бандеризацию всей страны, либо на советизацию. В любом случае, ни о какой соборности и единстве речи нет.
Продолжение следует.
Tags: Историк я, Психолог я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments