advocatd (ivakin_alexey) wrote,
advocatd
ivakin_alexey

Categories:

Как нам обустроить денацификацию Украины? Часть 1.

Так как я живу сейчас без компа, попрошайничая машинки где ни попадя, то решил выкладывать анализ школьного исторического образования на Украине частями. Сегодня еще вторую часть выложу, но позжее.
Текст сухой, без картинок, хотя местами от ерничания не удерживаюсь, извините.



ВСТУПЛЕНИЕ
Думать об этом никогда не рано, зато может быть поздно.
Эта война, без сомнения, закончится победой русского Востока. Это не мои желания, это суровая экономическая реальность. И военная. Даже сейчас, например, для освобождения Одессы достаточно одного батальона морской пехоты – воевать, как бы не надувал щеки Киев и его одесские марионетки, просто не кому. Не полсотни же селюков из батальона «Шторм» в расче принимать.
Умные головы и сейчас уже просчитывают различные экономические выгоды и затраты России при обретении Большой Новороссии в разных ее формах. Будь это непризнанная республика аля ПМР, или субъект РФ, или переформатированная через кровь Новая Украина – есть разные варианты.
Одна из проблем, с которой столкнется новая власть это будет отравленное нацизмом молодое поколение, являвшееся основным движущим мясом майдана. Что делать с не умеющим и нежелающим работать правосеком, искренне, до боли в сердце ненавидящем все москальское? Причем, конкретно ему, этому правосеку лично ничего москали плохого не сделали.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять причину и динамику проблемы – как так получилось, что вонючая зараза нацизма расползлась по всей Украине?
Передо мной сейчас лежит уникальная книга, выпущенная тиражом в 750 экземпляров Российским институтом стратегических исследований – «Вторая мировая и Великая отечественная в учебниках и сознании школьников славянских стран».  Российские социологи провели гигантскую работу, исследовав отношение школьников России, Белоруссии, Украины, Приднестровья, Болгарии, Чехии, Словакии, Польши, Сербии, Хорватии.
Исследование шло в два этапа. На первом исследовались учебники истории и исторические концепции, изучаемые в школах. Второй этап – анализ сочинений на тему «Я расскажу вам о войне…». В России, также, проводился социологический опрос.  Масса уникальных данных.
Пророссийские и близкие к традиционной советской традиции концепции – это Казахстан, Узбекистан, Армения, Белоруссия, Приднестровье
Пророссийские, но реформированные концепции – Россия, Сербия.
Трансформированные с осуждениями советского периода – Чехия, Словакия, Азербайджан, Болгария, Молдавия, Таджикистан, Хорватия, Венгрия.
Радикально пересмотренные концепции – Латвия, Литва, Эстония, Украина, Грузия, Польша.
Разница между третьим и четвертым, состоит в том, что группа 3 осуждает отдельные проявления, то группа 4 полностью осуждает советский строй как таковой.
Впрочем, в некоторых деталях они совпадают до карикатурности. Так, в польских учебниках осуждается Сталин за то, что не пришел на помощь восставшей Варшаве, то в словацких осуждается Сталин за то, что слишком рано пришел на помощь Словацкому восстанию.  Некоторые болгарские историки прямо называют период 1945-1991 периодом оккупации, при этом из учебников убрали термин «турецкое иго», заменив на «османское присутствие».
Рамки статьи не позволяют сделать даже беглое описание этой работы – слишком большой объем материала. Возможно, будет продолжение.
Но анализ украинского исторического образования жизненно необходим на данный момент. Потому украинский феномен разберем плотно и скрупулезно.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ
11-летнее образование трех ступеней. Начальная ступень. Основная ступень. Старшая ступень. В рамках старшей ступени существуют профильные классы. В рамках профиля предусмотрены программы трех уровней: стандартный, академический, профильный.
История изучается на двух предметах: «История Украины» и «Всемирная история».
Стандартный и академический курсы – 1,5 часа в неделю «Истории Украины», 1 час «Всемирная история».
Профильный курсы – по 4 часа в неделю обоих предметов.
Тема Второй Мировой войны:
В курсе «История Украины»:
Стандартный и академический – 7 часов.
Профильный – 8 часов.
В курсе «Всемирная история»:
Стандартный и академический – 5 часов
Профильный – 12 часов.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
ЭТАП 1. 1991-1994. Инфицирование школьного образования.
Пробандеровские, анисоветские и русофобские исторические концепции проникли в школу далеко не сразу. Достаточное длительное время деятельность укро-канадских интеллектуалов оставалась маргинальной. Издательство «Летопись УПА» (Канада, Торонто) к 2002 году выпустило тридцать восемь томов «Летописи Украинской Повстанческой армии».  Но в начале эпохи незалЭжности мемуары бандеровцев в Украине, все еще бывшей советской по сознанию, востребованы не были. Конечно, они продавались уже в книжных лавках, распространялись среди населения, но в образовательном процессе бандеровцы из Торонто практически не участвовали.
В 1992-1995 году началась кампания по ликвидации «белых пятен» украинской истории. Критика была направлена против Сталина и сталинизма, но не против СССР в целом. Эпоха сталинизма называлась временем «деформации социалистических идеалов» - риторика, знакомая и гражданам России. Например, пакт Молотова-Риббентропа расценивался как «нарушение ленинских принципов внешней политики». Советский Союз считался общей для советского народа Родиной, в том числе и для украинцев. В отношении событий 1941-1945 гг. использовался термин «Великая Отечественная война».
В пособии М.Коваля «История Украины» (Киев, «Освита» 1991 год) деятельности ОУН-УПА выделено всего 30 строк.
Но уже появляется первый симптом – уже отсутствует советская характеристика ОУН как фашистской организации, сотрудничавшей с гитлеровцами. Борьба же ОУН с НКВД рассматривается как гражданская война, в которой бандеровцы были вынуждены сотрудничать с немцами.
В 1993 году появляются два учебных пособия, написанных канадскими профессионалами. Учебник Жуковского-Субтельного издан во Львове, учебник Гунчака в Киеве. Это были первые, типичные для эмигрантов, но новые для позднесоветской Украины учебники. Оба учебника были рекомендованы министерством образования.
Эти учебники оказали шокирующими и слишком, для того времени, радикальными. Какая картина там была?
1.       Германия и СССР – тоталитарные партнеры, готовившиеся к войне.
2.       Украина – главная жертва нацистского и советского режимов, так как вся промышленность Украины работала на военные нужды.
3.       Присоединение Западной Украины есть большевистская оккупация.
4.       Население Украины хотело победы немцев и развала СССР.
5.       ОУН-УПА сила, защищавшая украинцев от карательных отрядов СС и НКВД и боровшаяся «за украинскую державу, свободу и человеческое достоинство» (Жуковский, стр. 119-120)
В учебнике Гунчака история Великой Отечественной войны вообще представлена исключительно как борьба ОУН-УПА.
Гунчак и сформулировал вывод, который станет базовой аксиомой в дальнейшем:
«В широких массах росло и крепло чувство национальной самобытности. Это чувство в значительной степени было стимулировано членами ОУН, преданность и жертвенность которых стали образцом патриотизма. Создание УПА как военной силы революционного движения выявило способность украинского народа к державнотворческому труду даже в крайне неблагоприятных условиях».
Уже в 1994 году в учебнике Кульчицкого деятельности ОУН-УПА отведено 120 строк.  Автор же делает акцент на антигитлеровской борьбе и относит УПА к Движению Сопротивления.
Однако, большой популярностью эти учебники еще не пользовались.
Период 1991-1994 годов – это период инфицирования украинской советской истории бациллой укро-канадского национализма. Тогда УПА еще подавались как «тоже борцы с фашизмом за украинскую державность». При это подчеркивалось, что цель «независимость Украины» оправдывает средства «вынужденное сотрудничество с германским нацизмом и использование его в своих целях».

Ситуация начинает меняться в 1995 году.
ВТОРОЙ ЭТАП. 1995-2005 года. Инкубационный период.
На этом этапе укореняется представление «Страны-Жертвы». Тут, кстати, коренное отличие, например, от Белоруссии – там задается образовательный архетип «Страна-Партизанка».  В украинских же учебниках Украина является колонией России-СССР, а ее прогрессивное развитие осуществляется не благодаря России\СССР, а вопреки.
В учебниках этого периода Украина больше не рассматривается, как полноправный субъект СССР. Она лишь колонизирована, а украинская советская администрация имеет колониальный характер.
В 1997 году выходит пособие «История Украины» под редакцией Смолия. Характерные черты:
1. Пакт Молотова-Риббентропа есть мировой передел.
2. СССР и Германия союзники.
3. ОУН-УПА – третья сила.
Тем не менее, антикоммунистическая риторика отсутствует в этом издании.  Более того, подчеркивается, что советское сопротивление (красные партизаны) были более эффективны, нежели ОУН-УПА. Термин «Великая Отечественная Война» все еще используется, хотя и реже. Зато все настойчивее подчеркивается жертвенность и мученичество Украины, в частности и советского народа, в целом: «Успешные последствия битвы за Украину не принесли долгожданного умиротворения ее народу. Это только казалось, что война вышла за пределы украины. На самом деле, она не оставила эту многострадальную землю». (Смолий, Киев: Альтернатива, 1997 год, стр. 317)
Именно тогда, в 1997 году, президент Кучма попытался решить проблему взаимоотношения бандеровского Запада и советского Юго-Востока, создав комиссию по изучению деятельности ОУН-УПА и выработке официальной позиции…
Tags: Историк я, Психолог я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →