advocatd (ivakin_alexey) wrote,
advocatd
ivakin_alexey

Categories:

Кем бы я был...

Тут по френдленте вовсю гуляет тестик - "Выбери окно дома и узнай, кем бы ты был в дореволюционной России!!!". Хорошо, что не за СМС. Ну, естественно,  все как один графья да бароны, на крайний случай, адвокаты да негоцианты. Прямо, скрытая реклама михалковского образа жизни.
А я вот, чего-то подумал - кем бы я был, если бы родился в семье своего прапрадеда? Изыскания упростим - по умолчанию у меня те же самые физические характерстики, темперамент, способности, интересы. И родился бы там же, в том же городке Слободскком, только не Кировской области, а Вятской губернии.
Дюссар де Невиль уже построил колокольню:

...а первый в России общественный банк работает аж с 1819 года.
На дворе же 1873 год, август месяц, тринадцатого дня которого в семье заводских крестьян родился мальчик. Заводские крестьяне - это те, которые приписаны к заводу или фабрике. Фактически, рабочий. Но по сословию - крестьянин. Отец мальчика работал по 16 часов в день. Зарплату плоучал два раза в год - на Рождество и Пасху. До 50 копеек с рубля уходило на штрафы хозяину - за опоздание, например, отлучку без разрешения с рабочего места, за падение в обморок при выделке меха. Да мало ли за что? Но это часто зарплату давали - повезло мужику. На многих предприятиях зарплату выдавали по окончанию срока найма - через год. Подати же государственные платил сам хозяин через волостных старшин. А как жить? Да как... Есть кредитная фабричная лавка - там и бери продукты да мануфактуру в долг. Найм к концу подойдет - еще и должен останешься, отрабатывать придется. И так - вечно. Большая ли зарплата? Ну, начисленная рублей 25-30 в месяц. Это примерно полторы тонны картошки по тем временам. На руки - а как получится.
Мальчк родился спокойным, много не орал, общения большого не требовал. Дожил до 9 месяцев, захырял (заболел): кряхтел все, тихо плакал - живот вздулся так, что тронуть было нельзя. Потом взял да помер. Младенца отпели да схоронили, мать с отцом горевали не долго: Бог дал, Бог взял. Пошли домой да нового младенца сделали.
Вот и вся моя история в 19 веке, да.
Дело в том, что в моей реальной истории, когда мне было 9 месяцев, случилось у меня воспаление аппендикса. И советский врач без пенсне и чеховской бородки сделал мне операцию под местной анестезией.
А тогда дешевле похоронить да нового сделать, чем к уездному доктору - хорошему! - обратиться. Потолок заводского крестьянина - фельдшер в казенной больнице, если таковая имеется.
Да и питание у младенца было не ахти. Мать ведь дома не сидела - нанималась на работу: если повезет, то к богатым мещанам прачкой, за пару рублей в месяц. Или кормилицей. Что ребенок спокойный - это хорошо, но ведь и спокойный тоже орет время от времени - жрать просит. Если старшие есть дети - они ему хлеба нажуют, завернут в тряпку и дают соской. Материнское молоко - деликатес.
В общем, шансов у меня нет.
Ладно, придется допущение сделать, пофантазируем, что выжил и проблем со здоровьем не имел. И мне максимально везло в жизни. Хозяиин фабрики добрый, родители чуткие и внмательные и везде хороше люди, который только и норовят мне помочь. Золотой хрустящий век, пусть будет. И, вообще, забьем на бытоописание типа:

Этнографические источники конца XX века содержат сведения о наличии в крестьянских избах вредных насекомых: тараканов, клопов, блох. Можно сделать вывод о том, что они являлись неизменными спутниками сельского быта. Головная вошь – обычный спутник всего населения; особенно их много водится на детях. Бабы в свободное время «ищут друг у друга в голове». Мать, лаская своего ребенка, непременно, хотя слегка поищет в его волосах паразитов. В путевых заметках А.Н. Минха, находим следующее наблюдение автора о любимом занятии крестьянок одного из сел: «Баба деревянным гребнем, употребляемым для расчески льна, роется в голове другой, а частое щелканье доказывает изобилие насекомым в волосах наших русских женщин».

В летнюю пору крестьян одолевали блохи, даже Петров пост мужики называли блошиным постом. В это период в вологодских деревнях можно было наблюдать такую картину: «В избе сидели мужик и баба, совершенно голые, и занимались ловлей блох, нимало не стесняясь, – так принято и ничего здесь нет предосудительного».


В семь лет мальчик идет... Нет, не в школу, на тот же завод работать. Конечно, по закону, не раньше 12 лет можно. Но это по закону. Законы капитализма сильнее юридических. Ремарка: детский труд характерен не только для России, для всех стран мира того времени. Одно послабление ребятенку - рабочий день не шестнадцать часов, а десять всего. Так что, время есть на поиграться и даже поспать. Школа? Договоримся, что хозяин добрый и при фабрике есть школа. Мальчик любознателен, учиться ему нравится. Как только буквы выучил - начал читать все подряд, в основном жития святых и лубки (комиксы). Больше нечего. Учитель-священник (преподававший всё что мог - Закон Божий, арифметику, чистописание и чтение) обратил внимание на мальчика и уговорил родителей отдать сына в приходскую школу. Оттуда прямая дорога в духовное училище и семнарию. Родители подумали и согласились - пусть в попы идет, все жизнь полегче, чем у котла, в котором кожи вымачиваются.
К сожалению, для мальчика Вятская Епархия 19 века была неблагополучной. Пьянство, симония (продажа церковных должностей), взяточничество.
Село Курьинское Глазовского уезда: священник Курочкин, придя пьяный к больному на соборование, не смог говорить и улегся к нему спать в постель.
Село Ключевское Слободского уезда: псаломщик Анисимов в нетрезвом виде ходил по улице, выбивая стекла в домах.
Село Всехсвятское Слободского уезда: священник Медведицын в пьяном виде обругал часового площадной бранью и приказал ему доложить начальству, что оно, начальство, суть кровопийцы и дармоеды.
Село Чистопольское Котельнического уезда: священник Левашов испражнялся на улице посередь белого дня.
Село Качки Елабужского уезда: священник Бессонов в пьяном виде пролил Святые Дары, после чего наблевал в алтаре, затем там и уснул, не закончив литургии.
Я не придумываю. Кстати, сайт вполне себе белодельческий - Русской Православной Церкви за рубежом
Это не я написал, а отец Серий Булгаков, православный философ: "Алкоголизм скосил две молодые жизни моих братьев, по своему трогательных и благочестивых, и только милостию Божией я сам спасся от этой гибели".
И в карты играли семинаристы, и девиц портили, и городовых били. Ну и наш герой, то есть я виртуальный, сей участи не избежал.
Однако, природная любознательность и юношеской души чистые порывы заставляли размышлять и над устройством жизни и над будущим. Однажды, пьяный псаломщик села Зюздино, куда семинариста Алешу отправили на практику, пьяный с ножом вышел на площадь перед храмом, разделся догола, явив миру срамное место, и пообещал сжечь село. Пристава же, который пытался связать безумца, псаломщик едва не зарезал. Алешка понял, что и сам кончит так же, если ничего не менять.
Вернувшись в губернский город он с товарищами организовал подпольное общество, где изучали ребята запрещенную литературу. И даже издавали подпольно рукописный журнал, где язвительно обличали пороки преподавателей, священников и общества. И карикатуры рисовали и случаи из жизни описывали. Знакомились и с марксизмом.
Нигилистов искали недолго. В 1892 году 12 человек было выявлено. Всех из семинарии исключили. Повезло, не сослали. (Мы же договорились, что мне везет, да?)
Делать в Вятке было нечего. Нигилиста неохотно нанимали домашним учителем. Выправив паспорт, он попрощался со стареющими родителями и уехал, куда глаза глядят. Море хотел повидать, горы. Уехал в Севастополь. Или в Одессу. Перребивался случайными заработками - то грузчиком работал, то нанимался трюмным матросом на каботажники. Правда, морской болезнью страдал, так что, по честному, один раз в море и был. Начал пописывать рассказы и стишки, которые изредка печатались в уездных и губернских альманахах под псевдонимом "А.И". Стал работать репортером. Писал он о быте простых людей, издать было сложно - нехотя брали. Цензура-с. В 1902 году взял автограф у Чехова, которого считал лучшим мастером русской прозы.
В начале же века познакомился с марксистами из РСДРП. Какое-то время даже думал вступить в партию. Но после долгих раздумий отказался от этой идеи. Он понимал, что российское общество больно, но радикальные способы лечения ему были не по душе. Только вот как именно лечить - он не знал. Тем не менее, считал себя патриотом России. Глубоко переживал поражение в японской войне. А туда он попал, кстати, будучи военным корреспондентом, например севастопольской газеты "Новое время". Интересно, была такая? "Очерки Порт-Артура" принесли ему славу и немного денег. Он адже подумывал написать эпопею "Порт-Артур" - но все как-то некогда было. То революция, в которой он активного участия не принимал, но помогал раненым революционерам. За что и получил пять лет ссылки в декабре 1908 года. Почему бы и не в Туруханский край? Ему же везет, вот пусть там в марте тринадцатого и познакомится с таким же бывшим семинаристом, грузином Иосифом, которого называл не по клчке Коба, и не по имени, а по грузинскому уважительному обращению - "Батоно". Очень слово нравилось. Правда, молодой - на пять лет младше! - Иосиф по началу морщился, ему не нравилось слово "Господин". Оон предпочитал "товарищ".
Летом 1914 года, сорокалетний Алексей Геннадьевич опять напросился на фронт, опять военным корреспондентом. Уже к весне 1915 года он выступил с резкой критикой войны. Пишет романы - "Мы погибли вчера" - о трагедии армии Самсонова, "Пехтура"  - о Великом Отступлении, "Адские высоты" - о войне в Карпатах. Жанр романов - скорее репортажные очерки, связанные единой нитью, нежели полноценные эпопеи. Цензура не пропускает романы в печать. Иногда возникало желание сжечь рукописи, но жена их спрятала от автора и хладнокровно сказала: "Еще придет твое время".
Февральскую революцию он воспринял неооднозначно - дело в том, что он терпеть не мог либеральную буржуазию, симпатизруя, в то же время, военным. Даже поддержал Корниловский мятеж, закончившийся неудачей. Страна катилась в пропасть, писатель это видел. В октябре семнадцатого власть валялась на мостовой и никто ее не хотел взять. Бардак и голод стали нормой жизни. Когда большевики, левые эсэры и анархисты эту власть подняли - он их, внезапно, поддержал. Дальше была гражданская война, начавшаяся с восстания военнопленных чехов, голод в Петрограде и разруха в Москве. "Батоно" Иосиф устроил голодающего писателя зав.отделом в наркомат просвещения, там хоть паек выдавали. Приходилось часто ездить по полыхающей стране. Все это складывалось в путевые заметки. Именно тогда, в 1919-1920 годах и вышли его ранние повести - на серой бумаге, небольшим тиражом, но вышли. После окончания войны, он продолжал работать в Наркомпросе, продолжал писать, но его литература особым спросом не пользовалась - пришло время нового слова. Гремел Маяковский, росли новые, революционные таланты. Его старорежимный склад письма был невостребован. Впрочем, его это особо не огорчало. В 1931 году он вышел на пенсию по болезни, переехал из Москвы в Крым, где стал работать учителем в школе. Репрессии не коснулись его - он как бы находился в стороне от большой жизни, предпочитая быть наблюдателем - "Устал от больших событий, хочется маленького счастья" иронизировал он в узком семейном кругу. Впрочем, время от времени, его язвительные фельетоны иногда появлялись в крымских газетах. В 1939 году с помощью жены вышло его собрание сочинений в шести томах. Летом 1941 года, 68-летний старик поперся записываться в ополчение, куда его, разумеется не взяли. Рассудительная и спокойная жена философски заметила: "Старый ты дурак". Тем не менее, эвакуироваться он твердо отказался.
Летом сорок второго он пропал без вести, когда советские войска оставили Севастополь.
Собственно говоря и все. Но это если повезло бы. А так либо помер бы в младенчестве, либо спился бы при какой церкви.
Tags: Размышлительное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 176 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Не плохо. Но вариантов могло быть миллион и маленькая тележка.
Естественно.

domosedun

4 years ago

Это - не только для "реинкарнированных", но и для обычных попаданцев - 95% реалистичных сюжетов.
взять бы этих попаданцев да присунуть... А в современную Украину.

o1d_bones

4 years ago

сразу вспомнилось две книжки - "Горячий камень" и "Автобиографическая повесть"..
Ну и "Обыкновенная биография"..

так что ничего необычного вроде и нет, но эпохе имхо очень соответствует..
Судя по рассказам родни - получилось бы очень похоже.
Да, как у всех, ничего особенного.

Deleted comment

Вот кстати да. "Что у трезвого на уме - у пьяного на языке".
Тебя предпочтут не услышать, Леш. У нас графьев по интернетам миллионы, осталось только найти потомков крестьян, с этим сложнее.

Девочкам было еще грустнее.
У меня тест почти не соврал, подставить вместо кузнеца плотника, и получатся мои предки в полный рост, хоть с одной стороны, хоть с другой.

Насчет девочек - совершенно согласна. Бабушка рассказывала, как моя прабабка в свое время с гордостью говорила: "А моя старшенькая, Верочка, в техникуме учится!" Раньше это было что-то из области недосягаемого.

lena_malaa

4 years ago

ivakin_alexey

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

ivakin_alexey

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

marusyak4

4 years ago

lena_malaa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

lena_malaa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

lena_malaa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

lena_malaa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

lena_malaa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

karlusa

4 years ago

ivakin_alexey

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

nazar_rus

4 years ago

tasha_60

4 years ago

lena_malaa

4 years ago

ivakin_alexey

4 years ago

lena_malaa

4 years ago

odessa371

4 years ago

У меня в роду три четверти крестьян, а четверть интеллигенция. С крестьянами-то понятно - эти пыряли всю жизнь, а с интеллигенцией надо разбираться, уж, больно крутой замес получился: кто-то революцию поддержал, но попал под репрессии (правда, отделались высылкой), кто-то не поддержал, а потом "грехи" в провинции "замаливал". В общем, не было у них какой-то единой судьбы в то время.
А я за всех и не говорю :)

wwold

4 years ago

> все как один графья да бароны

Дворянами было процента четыре под занавес, если не ошибаюсь.
Из них половина нищеброды :)

lena_malaa

4 years ago

срез жизни поколения...
Скорее, исключение.

bambr1

4 years ago

ivakin_alexey

4 years ago

Я бы крестьянином был, причём бедным шопипец.
Я был бы крестьянином, правда не бедным. Колхозный яблоневый сад - это наш семейный сад. Но...
В два года у меня было двустороннее воспаление легких, оставляющее мало шансов в 19 веке.
///Есть кредитная фабричная лавка - там и бери продукты да мануфактуру в долг. Найм к концу подойдет - еще и должен останешься, отрабатывать придется. И так - вечно. Большая ли зарплата?///

И отчего мне это так сегодня знакомо?!!
Просто половина моих друзей в долгах как в шелках уже сегодня... И думают - а пора ли валить? Авось там коллекторы не достанут...

Ничего не меняется в капиталистической России.
Ну дык. Ничего особенного.

vinujden

November 9 2014, 12:40:07 UTC 4 years ago Edited:  November 9 2014, 12:44:50 UTC

"Этнографические источники конца XX века содержат сведения о наличии в крестьянских избах вредных насекомых: тараканов, клопов, блох."

это что за источники? Всё больше пишут, что работающие россияне жили хорошо, если и были голодные годы, то из-за неурожаев и климатических проблем. Ваша картинка скорее из советских источников, задача которых была показать, как было плохо до советской власти.
Нет у нас капитализма, впрочем как и в Европе. В долгах те, кто не умеет или не хочет сдвинуть свою задницу с насиженного места, с привычного, где ни воли, ни ума для изменения ситуации не требуется. Валите, но ведь не свалите, потому что там придётся крутиться, рисковать, работать и пенять только на себя. Если бы я не видела таких вот нытиков вокруг, то не писала бы.Если бы сама свою судьбу не сделала, рискуя и трудясь, участь, переучиваясь, то не писала бы. Зато теперь могу таких валильщиков ткнуть носом в их уютное хреньчто. Не ищите виноватых, лучше в зеркало посмотрите.
"крутиться, рисковать, работать..."

Работать - это качественно делать то, что умеешь. А крутиться и рисковать - это спорт, экстрим, криминал, азартные игры, но никак не работа.

amyatishkin

4 years ago

Не знаю кем бы я была, жила бы где-то в черте оседлости...
В шинке за стойкой стояла бы :)

yana_malyhina

4 years ago

Ну,"Очерки бурсы" я в детстве читал. Как батюшки вообще до старости доживали - вопрос!
До хрена революционеров именно из семинарий.

kosenko_danila

4 years ago

sigma_tiger

November 9 2014, 13:15:43 UTC 4 years ago Edited:  November 9 2014, 13:26:18 UTC

Гм. Ну, я бы точно в крестьянской семье на свет явился. Только вот где - вопрос интересный... Предки по материнской линии - в общем, с ними всё ясно: Нолинский район Кировской области ( в то время - соответствующий уезд Вятской губернии). А вот по отцовской линии - там та-акая карусель на конной тяге... чёрт ногу сломит.

Незадача, однако же, вот в чём: я бы в те времена точно помер сразу после рождения. :( Где бы ни родился. С тем, с чем выпало мне явиться в сей лучший из миров, и в наше-то время не всегда выживают, увы.
Детская смертность огромная была.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →