advocatd (ivakin_alexey) wrote,
advocatd
ivakin_alexey

Category:

Спрашивали? Отвечаем...

Тут друг обратился с нетривиальным вопросом. После этого вопроса я сначала напугался, потом детали уточнил, пояснил ему, что, как и где разводка.
Потом подумал, решил, что многим будет полезно знать.
Вопрос состоял вот в чем.
Друг попросил рассказать, что такое нейропсихология. А то его сына направили к нейропсихологу. Педагоги из школы, куда пацан пойдет осенью. Сыну шесть лет.
Вот тут я и напугался.
Потому как нейропсихологи работают с повреждениями головного мозга.
А потом выяснилось, что пацаненок некоторые буквы пишет зеркальным образом.
Вот тут я захохотал, мгновенно поняв разводку.
Дело в том, что зеркалить некоторые буквы в шесть лет ребенку, с опытом письма в два месяца... Это нормально. Это зрительно-моторные нарушения, связанные с развитием головного мозга. Немного практики, занятий с ребенком в домашних условиях самим родителям - и все устаканится. То есть - это не патология.
Ну не можем же мы назвать патологией то, что шестилетний ребенок не поднимает два пуда одной левой или не играет в шхматы на уровне гроссмейстера.
А тут, понимаешь, педагоги отправляют к нейропсихологу, цена на работу которого - три тысячи рублей в час, два занятия в неделю в течение полугода.
А теперь о нейропсихологии...
Дальше будет скучно.
Нейропсихология - отрасль психологической науки. Это советская наука, появилась она в 42-45 годах прошлого века. В нейрохирургическом госпитале №3120, находившемся в поселке Кисегач, Челябинской области. Ее основатель - Алексей Романович Лурия, кстати, автор того самого детектора лжи. В те годы он был руководителем госпиталя, разрабатывал практики реабилитации раненых с повреждениями головного мозга.
На чем основывается нейропсихология?
На физиологии высшей нервной деятельности и культурно-исторической теории Выготского.
Чтобы не удаляться в дебри - формат поста не позволяет, тут можно целую книгу писать - остановлюсь на одном очень важном и существенном моменте, который большей частью людей игнорируется.
Человек есть существо динамическое.
Человек постоянно находится в развитии. Статичный человек - мертвый человек. Причем, это развитие понимается не так, как на всяких идиотских тренингах личностного роста. Недалекие люди будут смеяться, но существует и отрицательное развитие. Или отрицательная динамика. Деградация алкоголика - тоже самое развитие, только со знаком "минус". Человек может замедляться в развитии, его может "колбасить" по векторам, но развитие есть всегда.
Человек в этом плане похож на велосипед.
В чем открытие, скажете вы?
Да дело в том, что если мы посмотрим на попсовую психологию, то внезапно обнаружим, что там человек рассматривается как статическая структура.
Начиная от гороскопов, заканчивая псевдонаучной соционикой. Человеку приклеивается ярлык и он вынужден действовать в рамках навязанного ему психо- или социотипа. "Ты Близнец, а значит имеешь право на беспорядочный секс, а ты Лев - должен всеми повелевать".
Да даже если возьмем психоанализ - там один из основных терминов - фиксация. То есть, человек зафиксирован на какой-то стадии психосексуального развития, когда с ним случилась психологическая травма.
На деле же, это оправдание любому своему поведению. Как там в "О чем еще говорят мужчины": "А что вы хотели, у него же была психологическая травма в детстве",
Да у всех эти травмы были. Травма всегда сопутствует развитию. Невозможно нарастить мышцы без боли. И личностью стать тоже. А тут просто некоторые оправдывают свою лень или безволие психологическими травмами детства.
Вы будете удивлены, но даже темпераменты меняются. Что такое темперамент? Сила и скорость нервных процессов. А сила и скорость - тренируемы. Я не сказал, что просто тренируемы. Сложно тренируемы. Впрочем, сила и скорость с возрастом могут меняться. Есть такая поговорка: "В детстве мы все холерики, в молодости сангвиники, в зрелости флегматики, в старости меланхолики". Доля правды есть.
Так вот, вернусь к началу - зеркалить некоторые буквы для шестилетнего ребенка это нормально. Он в рамках динамики. Заниматься с ним можно, но вполне в домашних условиях. Ничего сложного - пусть вечерами по пятнадцать-двадцать минут читает маме сказки перед сном.
А вот что меня удивило в этом вопросе...
К нейропсихологу отправили из вальдорфской школы.
Нет, меня порадовало то, что возвращается (или появляется?) мода на отечественную психологическую практику. Но, дело в том, что принципы вальдорфской педагогики абсолютно чужды как русской, так и советской культуре.
Например, до с семи лет до начала полового созревания, развивают исключительно образное мышление - так называемое "эфирное тело". Аппеляция идет не к интеллекту, а к чувствам. То есть к тринадцати-четырнадцати годам мы получаем ребенка, который умеет танцевать, рисовать, петь, но у него очень слабые знания. Вот когда появится "астральное тело" - тогда можно развивать интеллект.
НО!
Оставим в стороне оккультные термины - Штайнер, все же оккультист, чтоб вы знали. Оставим их в стороне, и поинтересуемся у научной психологии - действительно ли развитие идет ступенчато? А вот нет. У ребенка одновременно идет и развитие интеллекта, и памяти, и эмоциональной сферы, и нравственной, и физической. Одновременно.
А вальдорфцы веруют в свои "астральные тела", фактически утверждая, что тринадцатилетний по разуму равен семилетнему.
Образование же на чувствах и образах базируется на принципе "внутреннего непротивления". То есть ребенок должен хотеть получать знания. Не хочет? Нельзя его заставлять.
Но любая тренировка любой сферы всегда идет через принуждение или самопринуждение. Если ориентироваться на только на желание ребенка - он будет хотеть только играть. Причем в те игры, которые ему интересны, а не те, что предлагают педагоги. В "Варкрафт", например, или там в танчики.
Принцип "Хочу-не хочу" является одним из самых вредоносных вирусов, запущенных в систему советского, а потом российского образования. Закончившие все эти гуманистические школы, прошедшие тренинги личностного развития, весело плясавшие в детстве... Так и остались детьми. Это те самые "креаклы", которых мы наблюдаем не первый год. Инфантилизм, неумение прилагать усилия, зашоренность и заторможенность в социальной сфере, отсутствие эстетического вкуса. Это задержка психического развития. Вы на моду хипстеров посмотрите. Они тщательно создают образ, абсолютно пустой внутри, но яркий снаружи. Проткни его иголкой здравого смысла - и мир ничего не потеряет. Будущего у этих радужных пузырей нет.
К счастью, не все стали хипстерами. Гораздо больше тех, кто прошел через нормальные школы.
Вот такие неожиданные выводы :)
Итог:
Убейте своего демона повышенной тревожности и дайте ребенку расти нормально. Не делайте из него интеллектуального Шварцнеггера в шесть лет. Вы его так сломаете.
Tags: Психолог я
Subscribe

  • Море - штука добрая

    Пусть даже Азовское. Это у меня пятое море, получается, было. Черное, Азовское, Балтийское, Баренцево и Белое. Значится, ввез волчат на море. Не…

  • Всюду жизнь

    Палящее солнце. Прохладный бриз. Волчата Луганска учатся любить.

  • Первый...

    ...дредноут ВМФ ЛНР "Матрас" спущен на воду. Море как ласковый пес Лижет песчаный берег. Волчата Луганска тюленят в Седово.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Море - штука добрая

    Пусть даже Азовское. Это у меня пятое море, получается, было. Черное, Азовское, Балтийское, Баренцево и Белое. Значится, ввез волчат на море. Не…

  • Всюду жизнь

    Палящее солнце. Прохладный бриз. Волчата Луганска учатся любить.

  • Первый...

    ...дредноут ВМФ ЛНР "Матрас" спущен на воду. Море как ласковый пес Лижет песчаный берег. Волчата Луганска тюленят в Седово.