?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Опять пришлось столкнуться с "поколением девяностых". Вот уж потерянные так потерянные. Боятся всего, нервные какие-то.
"Поколение девяностых" это не те, которые родились в ельциноидно-кравчуковскую эпоху. Это те, чье мировоззрение вырастало в эти годы. То есть, условно, те, кому в 1988 (а девяностые начались именно тогда) исполнилось 6-8 лет. Как говорит наука: "происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования."

И вот тут-то возникла засада.
Иногда встречаются индивиды, важно, через губу сообщающие мне: вот вы, совки, росли в рабстве. Тоталитаризм, вся фигня. Только вот в "клятом совке" нам постоянно внушали педагоги, родители, вожатые, старшие товарищи: "Ты хозяин в своем классе, школе, городе. Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай". У нас в школе был свой сад - в нем выращивали всякие овощи-ягоды, потом это же и ели в школьной столовой. В рамках производственной практики - работали помощниками скорняков на меховой фабрике "Белка". Наш класс, например, ухаживал за могилой красноармейца, умершего от ран в нашей школе в 1942 году. Она тогда госпиталем была. Брали шефство над ветеранами. Туча кружков, секций, ДОСААФ.
Я не скажу, что прям везде-везде было интересно. От личности же педагога много зависит. Бывало и прогуливали, это нормально.
Но, самое главное, детская инициатива никогда не была наказуема. Ну, кроме поджиг всяких. Захотели в лес с ночевкой? А идем в лес с ночевкой. Захотел на олимпиаду по химии - готовься и поедешь, когда уровня этой олимпиады достигнешь. Через районную, конечно.
Жить - интересно.
Для того, чтобы ребенку было интересно жить и пробовать себя во всем, до чего дотянется юная, жадная до впечатлений, душа: взрослые должны создать ему условия.
А чтобы условия можно было созздать - родители и педагоги должны думать НЕ О ВЫЖИВАНИИ.
И вот эти "свободные девяностые", когда будущие олигархи сколачивали состояния, высасывая капиталы из карманав граждан СССР, дали совершенно противоположную картину.
Ребенок выращивает в себе не инициативу, а выученную беспомощность, когда видит вокруг себя отчаявшихся взрослых в хроническом стрессе.

Три источника формирования беспомощности:

1) опыт переживания неблагоприятных событий, т.е. отсутствие возможности контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует. К неконтролируемым событиям Селигман относил обиды, наносимые родителями (можно добавить — и учителями и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьезную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы, хроническую бедность;

2) опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах);

3) отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.

Теперь вспомним, какие были социальные условия в средних семьях "новой России".
Задержка зарплаты около года. Выживание на подсобном хозяйстве. Совсем недавно семья, например, врачей или инженеров могла позволить себе хоть поездки на Байкал, хоть покупки любых доступных игрушек для детей. И тут, внезапно, хлеба купить не на что. В это же самое время можно включить телевизор, где Ярмольник ведет передачу, в которой на скорость надо сожрать как можно больше лангустов, например. Как эта передача называлась я не помню и помнить не хочу.
Году так в 1994-95, помню, выдали зарплату, ага. В ноябре за февраль. Жил без семьи, поэтому смог себе позволить на всю зарплату шикануть: Бутылка "Спуманте", 1 (одна) рафаэлка, орхидея в коробке и шоколадка "Дав". Ну и билет на автобус до девочке, по которой неровно дышал. И зарплата закончилась.
В этих семьях, не во всех, конечно, но в статистически значимом большинстве росла психологическая напряженность. Мужья спивались от безысходности, вешались, травились газом, уходили в бандиты, занимались полузаконным и незаконным бизнесом и стройными рядами ложились на кладбищах.
Женщины хотели красивой жизни - "Ты этого достойна!" И из каждого утюга страшный фильм "Красотка".
Срывались на детях, конечно.
А страх перед безысходным будущим корежил и воспитание. Вместо нормального воспитания - гиперопека и гипоопека. Гиперопека, когда за ребенка делают все, потому что так быстрее. А вокруг столько страшного, что его надо беречь от ужасов окружающего. А гипоопека, когда на ребенка плюют. Некогда им заниматься и у него нет примеров перед глазами. В богатых семьях же росли в атмосфере безнаказанности и вседозволенности будущие мажоры, которые будут пронюхивать папины, а не свои, деньги в клубах Москвы нулевых.

Сейчас им за тридцать, они греют жопы в креслах чиновников и...
"Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, когнитивный — в неспособности впоследствии обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться вполне эффективным, и эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных действий".
Еще добавлю - отсутствие чувства ответственности за свои слова и поступки.

Конечно, все на свете контролировать невозможно. Да это и не нужно - гиперотвественность тоже нехорошо. Особенно, когда она проявляется только в словах, а не в поступках. Когда человек горячо призывает победить укронацистов, разогнать либеральный Кремль, восстановить монархию, но, при этом, только говорит, но ни чего не делает - это та же самая выученная беспомощность, только замаскированная. У каждого своим.
А все просто. Надо определить личную "зону контроля" - что я могу контролировать (а, значит, пользоваться плодами контроля и нести за события ответсвенность), а что я не могу контролировать.  Идет дождь, Земля круглая, снаряды падают. Возьму зонтик, знаю куда падать при обстреле. На Землю пофиг - круглая, плоская, да хоть в форме бублика. Круглая нравится и мне этого достаточно.

Хотелось бы предупредить, что это не брюзжание в сторону молодых, нет. Какие они молодые, некоторым из этого поколения уже под 40 лет. Нет, новая поросль мне глубоко симпатична. Они настойчивее, умнее, жаднее "поколения девяностых". Но они еще и спокойнее, увереннее, смелее, хладнокровнее нас, "поколения восьмидесятых".
А опыта еще наберутся, молодцы.

Comments

thinker8086
Jun. 5th, 2018 12:49 am (UTC)
Это во всех поколениях преобладает.
smirnoff_v
Jun. 5th, 2018 08:28 am (UTC)
Тут вопрос скорее в особенностях современного социокультурного состояния. Мы живем в достаточно редком культурном состоянии, которое характеризуется агрессивно утверждаемым безвременьем. Сама история, историческое время объявлены несчастьем, а идеалом назначено состояние "конца истории". Но это не только масштабные концепты, но и конкретные представления о человеческом, личном бытии. Это и искусство, принципиально отказавшееся от создания нового и состоящие лишь в перетасовке и компиляции созданного в прошлом - так называемое постмодернистское искусство. И это воспитание человека, существующего, живущего "сегодня". История, как некий путь, имеющий смысл, имеющий идеал и цель движения, есть иерархически выстроенная система, где вершина иерархии (идеал, цель) упорядочивает все историческое пространство.
Вот это и названо тоталитарностью и несвободой. Оно и на самом деле в определенном смысле не свобода - естественно в сравнение со свободой говна в проруби, ибо история, в которой есть смысл, обладает принудительной силой по отношению к индивиду. В том же 20-м веке воспитание, социализация в своей существенной части состояло в конструировании идентичности, определяющей смысл жизни как место в истории. Сегодня наоборот.
thinker8086
Jun. 5th, 2018 08:01 pm (UTC)
В целом, западная верхушка 100% такую задачу ставит.

У нас, вроде как, последние лет 15 - скорее наоборот: пытаются (через сопротивление среднего слоя "элиты", которым "и так хорошо") мотивировать молодёжь на активную жизненную позицию.

Но суть в том, что на 50%+ это всё мало действует.

Что же касается последнего абзаца - уже давно стало понятно, что существует "свобода от" (которую по-русски кличут "воля") и "свобода для". И если их не путать, то все вопросы т.н. "социалистического тоталитаризма" снимаются сами собой.

Это не говоря о том, что, конечно, нельзя пытаться уравнивать советский строй и западный тоталитаризм.

Edited at 2018-06-05 08:02 pm (UTC)

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner