advocatd (ivakin_alexey) wrote,
advocatd
ivakin_alexey

Categories:

Про индустриализацию с неожиданной стороны

По пинку periskop.su нашел очень любопытные воспоминания о работе Психотехнической лаборатории Наркомата Труда, позже ставшей Лабораторией труда Московского института охраны труда.
Психотехника - в 20-30-е годы была одним из направлений психологии. Изучала она психологию труда, и, в первую очередь, отношения "Человек-Техника". К средине тридцатых психотехника свалилась в механицизм, поэтому была отставлена в сторону, как и педология, по той же причине.
Механицизм - это сваливание в сословность. То есть, проходишь тест и по результатам этого теста тебе дается пожизненный диагноз. То, что человек существо динамическое - это не учитывалось. К тому же не учитывались многие параметры диагностирования: от валидности и наджежности тестов до корреляции их с контекстом исследования. То есть, не прошел ты тест, например, на летчика, всю жизнь будешь работать дворником и никаких тебе перспектив и социальных лифтов. А это противоречило одному из постулатов той эпохи, что "Человеку открыты все дороги".
Но на основе психотехники выросли такие дисциплины как инженерная психология, НОТ, спортивная, космическая психологии. Да много еще чего.
Ну вот вам немного цитат на эту тему:

ОТБОР СОТРУДНИКОВ В ЛАБОРАТОРИЮ:


И.Н. Шпильрейн заблаговременно (в начале 1924 г.) объявил, что через три месяца состоится коллоквиум, на котором будет предложено 25 вопросов. Те сотрудники, которые не ответят на 19 вопросов, не будут включены в хозрасчет. Те же из них, которые ответят более чем на 20 вопросов, будут освобождены от следующих испытаний. Поскольку основной установкой коллоквиумов было выявление общеполитехнической осведомленности сотрудников, то характер вопросов был очень разнообразным. Так, в первом коллоквиуме задавались такие вопросы: "Какая разница между пистолетом и револьвером?", "В чем различие теоретических взглядов Ч. Дарвина и Ламарка?", "Что такое матрица?", "Передаются ли приобретенные признаки по наследству?". Среди 25 вопросов одна фраза была по-немецки, одна по-французски и одна по-английски. К удивлению сотрудников лаборатории, результаты исследования осведомленности на коллоквиуме оказались довольно ровными. И лишь один студент ответил на 75% вопросов и "вышел в тираж", т.е. больше не участвовал в коллоквиумах. Всего было проведено три коллоквиума (за 9 месяцев), так как в дальнейшем хозрасчет прекратил свое существование.

ЯЗЫК СМЫСЛОВ

За относительно краткий период существования хозрасчета было проведено большое количество разнообразных исследований, которые выявили возможные перспективы работ по психологии труда. Так, в лаборатории НКРКИ (Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции) проводилась перекрестная оценка качества сотрудников, причем выделялись такие качества, как осведомленность, инициативность, коллективизм, карьеризм и т.п. Такая перекрестная самооценка (с помощью системы тестов и анкет) помогала в изучении кадров.

Кроме того, в лаборатории проводились разнообразные исследования смыслового содержания речевых терминов. Так, контингенту новобранцев, пришедших в армию из деревень, задавали следующие вопросы: "Религия - опиум для народа. Что такое опиум?". Большинство отвечали: "Лекарство". "Ветеран революции. Что такое ветеран?". Отвечали: "Скотский доктор". "Что такое соглашатель?" (термин, употребляемый для обозначения меньшевиков). Отвечали: "Которые согласие устроили". Этой работе по психологии речевых обозначений предшествовало стенографирование речи политработников в казарме и обыденной речи красноармейцев, проживающих в отдаленной местности (за 100 и более километров от железной дороги). Исследования обнаружили значительное расхождение в смысловом содержании речевых терминов (ветеран - ветеринар) между горожанами-политруками и красноармейцами - жителями деревни. В результате проведения массовых обследований речи была опубликована книга "Язык красноармейцев", которая вышла в печати в 1928 г. под редакцией Н.К. Крупской и К.Е. Ворошилова.


ПРОФЕССИЯ КОНДУКТОРА

В.М. Коган и Л.И. Селецкая в течение трех-четырех месяцев самостоятельно выполняли обязанности трамвайного кондуктора. При этом выявилось, что профессиональная наблюдательность кондуктора не сопровождается различением лиц пассажиров. Так, например, в трамвай вошла жена кондуктора (В.М. Когана). На стереотипный вопрос "Ваш билет?" этот пассажир ответил: "Сегодня я проеду даром". И только по голосу кондуктор узнал свою жену. Это явление деперсонализации проявляется и в том, что кондуктор не вслушивается в беседы пассажиров, но отмечает время их появления в трамвае. Так, в трамвай вошли три человека: один военный и две женщины. Военный оплатил три билета (два на одну станцию и один на две станции). Когда вошел контролер, военный предъявил ему два билета на одну станцию, которые оказались просроченными. Военный просил кондуктора подтвердить, что проезд им полностью оплачен. Тогда кондуктор вспомнил, что в трамвай вошли одновременно три пассажира, и попросил военного поискать еще один билет, справедливо заметив, что эти билеты двух женщин, которые сошли раньше. Третий билет был найден.

Мы привели этот пример, чтобы показать, как при трудовом методе изучения профессий можно обнаружить тонкие нюансы профессиональной деятельности. В результате изучения профессии кондуктора было проведено изменение режима труда по типу введения кратких перерывов на конечных станциях. Введение десятиминутных перерывов позволило не только регулировать питание, но и создавать микропаузы отдыха.


ЖЕНСКИЙ ТРУД В МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ

...в 1924 г. перед лабораторией промышленной психотехники был поставлен вопрос о внедрении женского труда в станочных профессиях металлообрабатывающей промышленности. Как принято было в лаборатории, в начале работы было проведено изучение профессии трудовым методом. С этой целью двое сотрудников пришли в механический цех завода АМО (теперь ЗИЛ) и стали работать (Л.И. Селецкая - на шлифовальном станке, В.М. Коган - на токарном).

Мы с удовольствием отмечали, как директор завода И.А. Лихачев перед обеденным перерывом обходил цеха тогда еще небольшого завода АМО и пожимал руки старым квалифицированным рабочим.

В процессе длительной работы, многочисленных бесед с квалифицированными рабочими мы выясняли "секреты" квалификации станочников и убеждались в том, что "душа" этой специальности заключена в развитии пространственного представления, связанного с чтением чертежей и установлением последовательности операций по изменению формы. Эта квинтэссенция психологического изучения профессий металлообработки впоследствии очень пригодилась нам при проведении работы по внедрению женского труда в станочных профессиях металлопромышленности. Мы не сомневались в том, что нет кардинальных различий в профпригодности юношей и девушек в отношении станочных специальностей, но исторически сложилось так, что эти профессии казались предпочтительнее для мужчин, и развитие профессионально важных функций дало преимущество одному полу перед другим.

Чтобы доказать равную пригодность юношей и девушек, мы на трех фабзавучах ("Икар", "Искромет", завод АМО) отобрали группы девушек, по 20 человек в каждой, и в течение первого года проводили специальные упражнения по развитию пространственного представления (1927). Так, учащимся предлагались объемные тела (конусы, цилиндры, комбинированные фигуры) с сечениями; требовалось найти форму, которую принимает плоскость сечения. Для краткости не будем перечислять все формы, на которых проводились упражнения пространственного представления, но результативную часть мы должны отметить: все девушки через два года закончили фабзавуч и перешли на завод поработать главным образом в инструментальные и штампо-механические цеха, в которых особенно ценится выполнение работ, связанных с чтением чертежей и выполнением мелкопарциальных заданий. Таким образом, была начата работа по элиминированию половых различий в холодной обработке металла и можно сказать, что приоритет в пропаганде внедрения женского труда в станочных специальностях принадлежал лаборатории психологии труда ИОТа.

СТАЛЕВАРЫ

К этому времени относится начало первой пятилетки и преимущественное развитие тяжелой промышленности - металлургии, металлообработки. Лаборатория психологии труда не могла остаться в стороне при организации гигантов металлургии в Магнитогорске и Новокузнецке. Лаборатория создала свои филиалы и поставила задачей изучение профессий сталевара, горнового и т.п. Работа в горячих цехах протекает по принципу длительного становления квалификации в процессе практической работы. Индустриализация страны потребовала значительного ускорения процесса приобретения квалификации и выделения операций, поддающихся специальному обучению. Изучение профессии сталевара (Ю.И. Шпигель, В.В. Чебышева, Л.И. Селецкая), проводившееся в 1934-1935 гг., показало, что в этой комплексной специальности существуют отдельные важные операции, которые характеризуются глубоким психологическим содержанием. Так, например, сталевару приходится судить о степени "готовности" металла по цвету, искре, о температуре печи - по цвету ее накала, для чего необходимо весьма тонкое различие цветов. Специфической трудностью, осложняющей суждение сталевара об оттенках цвета, является быстрая изменчивость этих оттенков. Сотрудники, изучавшие профессию сталевара, попытались моделировать эту операцию тонкого различения оттенков цвета и соотнесения их с температурой печи и на этой основе сконструировали специальный тренажер, который позволял упражнять эту функцию в изолированных условиях. В отличие от тренажеров для водителей, когда-то созданных еще Г. Мюнстербергом, тренажер для учеников сталеваров не копировал внешнюю модель профессии, а выделял главным образом ее психологическое содержание.


И это двадцатые годы. Тут как-то ко мне приходил некий "Толстый немец", долгов верещавший, что невозможно провести индустриализацию за 15 лет. Так вот, он не учел, что психологи СССР тоже участвовали в ней. Только с другой стороны, со стороны НОТ - научной организации труда.


Tags: Историк я, Психолог я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments