?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Мой армейский опыт

Да, я не служил и не воевал.
Но вот как-то так получилось, что мужики с "Окопки" меня приняли за своего.
Да я обычный, гражданский с Ташкентского фронта, но вот за своего и все тут. И ведь не только в интернетах, я ж и Лешки Сквера дома ночевал и с Владом Исмагиловым курили вдоль ночной Москвы, и полковник Осипенко наливал мне в стакан.
Это...
Это люди, живущие по ту сторону реальности. Они незаметны в толпе возле метро, они курят на лавках и пьют ту же воду. Они работают там же.
У них другой взгляд.
Я помню этот взгляд.
Впервые этот взгляд я увидел в 1989году.
Мне было 15 лет. Я закончил 9 класс. А может это был 1988 и класс 8, я уже и не помню... Но это было.
У нас были военные сборы.
В тот день я зарезал человека.
Ну почти зарезал, если бы не лейтенант.
Впрочем, все по порядку.
Девятый класс. Мы в самом соку полового созревания - прыщи, редкая волосня по бороде, ухи лопастями. И впервые в жизни одетая форма. В нашей - ДЕВЯТОЙ! - школе формой была афганка и голубой берет. Ремень. На ремне подсумки, за спиной ППШ. Вещмешок, в котором мыльно-рыльные и носки. И кирзачи. А лейтенант на пункте сбора такой добрый-добрый. А пункт сбора - та же школа. В этой же школе мы вчера сдавали экзамены. Математику, там, историю всякую.
И девки.
Девки чота ржут, а мы такие гордые, на сборы поехали.
20 км от города. "Скотовоз" чихнул:
- Ребята, выходим!
Цепляясь касками за поручни весело выскакиваем, горланя: Привет Родина!
Пятнадцать-шестнадцать: чистый оптимизм! А вятский июнь: одуванчики еще желтые, но уже белые. И хохот: открой рот? Фух! Тьфу,тьфу! - отплевывается кто-то. Только через тридцать лет я узнаю, что вятский июнь это одесский апрель... А пока мы идем.
У ППШ не диски, а плоские магазины. По спине бьют не особо. Но идти еще далеко, двадцать километров.
Наша база - деревня Петрово. Или Петряево? Не помню. Помню, что дома еще стоят, мы в этих домах, там койки двумя ярусами. Толчок деревенский - очко одна штука. И мухи. Одна школа - один дом. Нет, уже не так. Один взвод - один дом.
Лейтенанта ни разу не ебет, что мы из вечно враждующей параллели. Ашники против Бешников. Одной кровати не хватает. Мы вцепляемся в кровь за эту кровать. Лейтенант стоит, курит, молча смотрит на дележку кроватей.
Проигравший? Наряд на чистку очка.
Только через пять дней до нас дошло - чтобы не драить, надо улечься на одну кровать вдвоем. Улеглись. А на ночь набросали шинели на пол. Лейтенант кивнул и... И ушел, потому как в этот день... Впрочем, все по порядку.
Школ было немного. Наша - девятая - седьмая, четырнадцатая, десятая. Это все были городские. И сборная с сельских школ. И отдельный вахрушевский взвод. Всего шесть взводов, считай рота. Не заморачивайтесь по поводу расчета. Так было на утреннем разводе: седьмая! девятая! десятая! четырнадцатая! село! вахруши!
Голоса пацанов рвали пятичасовой утренний холодный воздух:
-ЙААА!
Наш комвзвода лейтенант. У семерки - подполковник. С Вахрушей - рядовой.
Это сборы, это не армия.
Пятый день... До пятого дня надо было дожить. До пятого дня было.
Было да, до пятого дня.
В первую же ночь нас подняли по тревоге.
А лейтенант зашел и начал орать, свистеть, ебашить сапогами по койкам. А нам так прикольно: Зарница! Хихикаем, но выбегаем. Кто просто босой. а кто босой в сапогах.
И марш-бросок. Нет, еще не в полной... Как выскочили так и побежали.
Ебать сколько мозолей было, кровавых... Сапоги-то дубовые. Вернулись к утру, только легли...
РРРОТА ПОДЪЕМ!
Блять, навсегда запомню этот рык.
Ноги в кровь, стоишь кривой, удар под ремень:
- БЛЯХАНЕНАЧИЩЕНАПОДВОРОТНИЧОКГРЯЗНЫЙ!
И вот хоть усрись, но через полчаса должно быть все в норме. А, и еще койка же!
А мы же домашние мальчики...
Какой пиздюль я получил от лейтенанта под ребро за портянку... Головой не помню, а руки помнят до сих пор: как надо.
Мы чистили деревенское очко зубными щетками. Каждый, кто потом промазывал и не убирал, получал пиздюль уже от нас. Мы бежали марш-бросок в ОЗК и противогазах и пели:
Зеленый цвет у наших трав некошеных,
И у лесов, шумящих сотни лет.
Солдат молоденький, в пилотке новенькой,
У гимнастерки тот же цвет.
Прям в противогаз ее орешь.
Если кто-то упал: возвращаемся и...
И снова десять километров. И тащишь на себе товарища, а потом он тебя на себе...
Зеленый цвет...
В тот день мы не завтракали. Подъем был в четыре: должны были к завтраку вернуться.  В тот день мы не обедали: на обед мы опоздали. В тот день мы не ужинали: не смогли. Единственное, что я смог в тот день сожрать - это пот, вылившийся на ладонь из снятого противогаза. Я им сухпаек запил.
Больше всего мы боялись двух вещей. Именно вещей.
Одна вещь была наш лейтенант. Эта вещь была предсказуема. Где лейтенант - там пиздец. Вторая вещь - диверсанты.
Еще с первого дня нас предупредили: ваши старшие товарищи из десятого класса играют роль диверсантов. Их задача: снять флаг с флагштока. Та школа, в чей караул будет снят флаг, получает "неуд" и автоматически остается на второй год.
На четвертый день наш девятый взвод вышел на караул. Мне, вначале, повезло. Я был часовым у штаба.
Ночь. Темно. Открывается дверь. Оттуда табачный перегар.
Рука на плечо:
- Что, Леха, тяжело быть военным?
На груди лейтенанта "Красная Звезда".
А мне ссыкотно, очко-то никак драить не хочется...
- НИКАКНЕТТАЩСТАРЛЕЙНАН!
С испугу прибавил звание.
Комвзвода усмехнулся и ушел допивать самогон.
Сменили. Меня. Потом я. Стою уже утром. Подкатывают машины. Вроде как "Волга" и пара "Уазиков". За спиной храпят. Ладно, разводящий рядом... А за спиной АК. Не поверите, настоящий. Только патроны холостые. А на поясе штык-нож. И мы, пацаны, всю ночь возле штаба и флагштока с этим. Диверсы же! А тут машины. И командиры спят.
Двери открываются. Оттуда выходят...
Моя мама вышла. Она тогда была вторым секретарем Слободского ГК КПСС. А приехал весь состав городского начальства. Военком. первый секретарь, начальник горотдела милиции... Все.
Мама ко мне:
- Сыночек!
Я ж на посту! Это вот я сколько-то там дней назад сыночком был. А сейчас часовой!
А она обниматься и с пирожками. И мне по уставу...
Ну срывать АК надо, орать и огонь открывать... По маме????
А в этот момент я лейтената боялся больше, чем мамы. И тут меня спас первый секретарь горкома. Он маму с пирожками отодвинул и на меня:
- Я первый секретарь горкома партии Кощеев! - и в грудь меня толкает.
Да мне хоть Бармалеев, честно говоря, я лейтенанта боюсь уже больше.
Разводящий рядом стоит и ссыт сказать по Уставу.
- Мама, - шепчу, - отойди!
Снимаю АК и херачу в воздух холостым. И ору еще:
- Нападение на караул! Тревога!
Разводящий из ракетницы - еблысь! - в крышу!
Бля, аут, ор, голожопые школьники с автоматами наперевес, весь горком мордами в землю, маму я в сторону оттер, пирожки быстрее хаваю в одно рыло, офицеры выскакивают, я за штык-нож и в грудь первому секретарю ГК КПСС...
Лейтенант вовремя отбил мою руку.
Когда проверка уехала, мне объявили перед строем благодарность, а мудакам, что стояли на шлагбауме...
В общем, бегал наш взвод пол-ночи в ОЗК и противогазах, не взирая на мою благодарность. Не, меня-т от марш-броска освободили. Да что, я? Хуже всех, что ли?
На тактику пригнали трактор из колхоза. Дали трактористу водки- где взяли командиры, не знаю, сухой закон же - и он поехал по нам кататься.
Ну да, копали окопы, по нам тракторист ездил. А мы ему в тыл болванками гранат...
Я обоссался под гусеничным трактором. Высохло пятно быстро, никто не заметил. Вечером галифе стирал весь взвод, не я один.
И. сука, какое же горячее масло на всех нас капало... Шрамы на левой руке до сих пор видны. Я ей лицо прикрывал.
Потом мы стреляли по мишеням: три одиночных, три коротких. Девятому взводу опять повезло, мы сидели на сборе гильз, когда все закончили...
Нам дали по рожку. И, блять, это было весело! Но за все надо платить - остальные уехали машинами "Урал", а мы своим ходом, строевой...
- ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ!
И мы уже шли! Не ползли, не стонали!
Мы - шли, выбивая пыль из-под сапог!
- У НАШИХ ТРАВ НЕКОШЕНЫХ!
- РАЗ-ДВА!
Сосны дрожжали!
- И У ЛЕСОВ ШУМЯЩИХ СОТНИ ЛЕТ!
И такой хрустящий удар сапогов:
- ФХРР! ФХРР!
- СОЛДАТ МОЛОДЕНЬКИЙ
Да какие мы были солдаты?
Так, пацаны пятнадцати-шестнадцати лет, с учебными ППШ или АК, с деревянными гранатами в подсумках, настоящими противогазами в сумке...
- В ПИЛОТКЕ НОВЕНЬКОЙ!
Да, и голубые у нас были береты, зачем-то. Зачем? А других в школе не было.
Вернулись мы с нашей базы пешком: какие-то двадцать километров от города? Херня! - и через мост идем, а тут лейтенант нам: Вольно! Вразнобой!
А мы и команды такой не знали...
Оказалось, что по мосту в ногу идти нельзя. Резонанс.
На перекрестке улицы Грина и улицы Советской нас...
Нас распустили...
И это было очень, очень внезапное чувство потери, растерянности и одиночества.
Рядом были только что твои боевые товарищи, и их больше нет, это просто пацаны-"ашники" с того двора... Да какие пацаны? Все куда-то исчезли, больше нет никого. Толик, я и Димка Зянчурин. Стоим, а нам идти вперед, от стадиона "Труд", по улице Грина. Тольке свернуть на Красноармейской, Димке на Полевой, а у меня дом напротив сорок шестого магазина. Ну это рядом С ТУСМом, там еще нефтебаза, но это вам не понять, мы до сборов бились там, за гаражами, с пацанами с седьмой...
А форма белая-белая от соли. И "ППШ" такой тяжелый, и синяк от него под лопатками, а на бедре тоже синяк, но уже от лопатки саперной, и берет так небрежно на бровь...
И девки уже не ржут. Они уже смотрят:
"Мальчики! Вы вернулись!"
А мы такие гордые, расходимся мимо девок, приходим домой, снимаем...
И именно в этот момент, о котором ты мечтал все эти три недели, ты вдруг понимаешь:
Снимая гимнастерку, ты снимаешь душу.
И диверсантов так и не было. Это было так, пугало, для новобранцев.
Спасибо, товарищ лейтенант Олег Николаевич, научивший меня играть на гитаре.
У гимнастерки тот же цвет.


,


Comments

( 27 comments — Leave a comment )
dr_van_mogg
Jun. 23rd, 2013 11:20 pm (UTC)
"Это всё такая глупость...
Когда я со всеми перелаюсь и меня прогонят — возьми меня, ради бога, к себе. Я буду всё делать, только я пью, когда про них говорят... я.. у меня... они для меня живые. Я не могу иначе... я... я с тобой, кажется, одной крови..."
Маленькая такая глупость... а они — они всё равно живые... за них каждая травиночка...

Страшно это...
numarex
Jun. 24th, 2013 01:49 am (UTC)
До самого конца ждал, что "жертвой" литенант будет.
ser_gl
Jun. 24th, 2013 02:59 am (UTC)
С одной стороны - сурово. А если подумать - а как ещё?
shilo_namylin
Jun. 24th, 2013 04:22 am (UTC)
На самом деле, после нападения на первого секретаря посадили всю часть, включая котов и тараканов. А лейтенанта и Ивакина расстреляли. Только он скрывает.
brutus_cynicus
Jun. 24th, 2013 06:31 am (UTC)
Что за сборы в школе? Что то в те же годы в нас не было и от других не слышал. Школа особая?
al_stal
Jun. 24th, 2013 06:44 am (UTC)
У нас в школе были. В 1995м. Отвезли на 2 недели в воинскую часть настоящую, но "образцово-показательную". Ща ниже комментарий напишу.
ivakin_alexey
Jun. 24th, 2013 08:02 am (UTC)
Школа как школа, обычная.
brutus_cynicus
Jun. 24th, 2013 08:04 am (UTC)
Странно. В Ленинграде не было в эти же годы такого.
al_stal
Jun. 24th, 2013 08:03 am (UTC)
А у нас все было совсем не так. Нас - посреди учебного процесса - вывезли на 2 недели в настоящую, но образцовую военную часть в ближнем подмосковье. Причем не только ребят но и девушек (разумеется, жили мы в отдельном крыле казармы и охраняли нас от очень внимательно). Приколов тоже хватало.
Как-то пошли в казарму к девкам - у одного парня была любовь, остальные просто за компанию. Девки подняли шум - и парочку заловил географ (шума было - как будто они на самом деле преступление совершили...), часть ребят убежало, а я два часа прятался под кроватями.
Потом отвезли всех в лес и надо было каждому отделению разжечь костер. А дело было в марте - все сырое. Мы с одним пареньком рванули на свалку в километре от стоянки - нашли какое-то масло, коробки - принесли - подожгли. Нам костер засчитали, но через минуту он потух.
Потом выдавали противогазы - и надо было зайти в палатку со слезоточивым газом и просидеть в ней пару минут. С одного паренька в палатке содрали противогаз - он вышел весь красный.
Потом надо было потушить за минуту облитые бензином ящики - их за 10 секунд просто растоптали все.
Потом надо было "раненого" на носилках пронести три километра. "Раненым" как самого худосочного выбрали меня. Пока несли - пару раз уронили.
Помню с одним пареньком по ночам спорили "имел ли Раскольников право убить бабку" за что нас чуть не убили остальные, кому мы спать мешали...
ivakin_alexey
Jun. 24th, 2013 09:08 am (UTC)
Да у вас полегче было :)
albertmb
Jun. 24th, 2013 09:36 am (UTC)
Наверное ВАС услышали, http://blog.kp.ru/users/2125404/post281080056/ )
Все прошусь в друзья, и никак, тег у меня - война.
ivakin_alexey
Jun. 24th, 2013 09:38 am (UTC)
Ой! Это вот добрая новость.
Сейчас почитаю ваш журнал.
utburd
Jun. 24th, 2013 09:43 am (UTC)
Вот мир тесен...
Несколько раз со Сквером водку и пиво жрали.
ivakin_alexey
Jun. 24th, 2013 10:07 am (UTC)
Хе-хе. мир большая деревня.
numarex
Jun. 24th, 2013 10:06 am (UTC)
Художественнно, даже очень и из стиля не выбивается. Но, поскольку события все же по времени ближе, чем минувшая война, несообразности и мелкие неправдочки глаз мой царапают. Хорошо, если только мой.

Edited at 2013-06-24 10:07 am (UTC)
lord_baskervil
Jun. 24th, 2013 11:15 am (UTC)
85 год. Война в Афганистане же идет. Вот и Красная Звезда откуда.
numarex
Jun. 24th, 2013 11:31 am (UTC)
И это да, но самая незначительная. Если все перечислять, я бы ее даже не назвал. Смутил не орден, а то, что лейтенант не в армии. Конечно м.б. срочник после кафедры или комиссованный. У нас комвзвода были обычно сержанты, уволенные в запас, за 5 дней службу понять давали, но даже они вели себя по-человечески.

Edited at 2013-06-24 11:34 am (UTC)
ivakin_alexey
Jun. 24th, 2013 11:34 am (UTC)
Ыххы! Спрошу у него на Гринландии.
lord_baskervil
Jun. 24th, 2013 11:52 am (UTC)
Вполне возможно офицер был прикомандирован на время сборов из ближайшей части.
ivakin_alexey
Jun. 24th, 2013 11:58 am (UTC)
Не, это были военруки школ. Был комвзвода и рядовой, были полковник (или подполковник? Точно уже не помню - Дунаев из 7 школы), Вартеросьян Зорен Артемович из 10 школы участник войны:
http://letopisi.ru/images/d/d6/%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%8C%D1%8F%D0%BD_%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD_%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg
numarex
Jun. 24th, 2013 12:13 pm (UTC)
Ближайшая часть кадрированный полк понтонеров, да дивизион С-75 на "Горке". Какие там нахрен лейтенанты-орденоносцы. Да и что за командир, будучи в здравом уме, командирует офицера на такую херню, когда у военкомата в запасе орлов-сержантов до одной матери. Про подпола-старпера на должности комвзвода стыдливо умолчу - ну, захотелось ветерану в войнушку поиграть.

Edited at 2013-06-24 12:14 pm (UTC)
lord_baskervil
Jun. 24th, 2013 11:16 am (UTC)
Алексей, Вы так классно пишите. У меня от вашего "Ты" прямо мурашки по коже. И это не хуже. Пишите в том же духе! Спасибо.
ivakin_alexey
Jun. 24th, 2013 11:35 am (UTC)
Спасибо за отзыв.
holera_ham
Jun. 24th, 2013 11:43 am (UTC)
Это все не то...
То, это когда ты ЛИКУЕШЬ, что ты просто ЖИВОЙ. И будешь жить и сегодня вечером, и даже завтра утром, то есть практически вечно...
ivakin_alexey
Jun. 24th, 2013 11:46 am (UTC)
Re: Это все не то...
Это у меня уже после подрыва на вахте было.
holera_ham
Jun. 24th, 2013 12:01 pm (UTC)
Re: Это все не то...
Опять не то. Мина, это вроде стихийного бедствия. Все равно, что навернуться в пропасть на горной дороге или замерзнуть, попав в внезапную летнюю пургу, когда выходил - солнышко хреначило, а потом вдруг дождь ледяной пурга, а ты на брекчированном склоне, и спуститься нельзя, и укрыться негде...
А вот, когда бородатый гад на тебя (специально на тебя) охотится. а ты его мало что наебал, наперекор ему выжив, так еще его же потом и убил... это то.
vova_nia
Jun. 24th, 2013 06:53 pm (UTC)
Была "Зарница" и в моем школьном детстве, но какая-то вялотекущая. В результате которой осталось у нас, 3 пацанов, 3-5 взрывпакетов. Как не поотрывало руки-польцы - хрен знает.
А вот под описание первых трех месяцев срочной службы попадает полностью (ну кроме где про маму).
Хороший у Вас был лейтенант. Настоящий.
( 27 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner