?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В экстремальных ситуациях, естественно.
Вот в мозгах, благодаря дурацким фильмам и глянцу, отложился образ психолога как добренького дяденьки, который обладает некоторыми заклинаниями. Ну, типа, маг такой.
Не, ребятки, психолог, тем более экстремальный, человек достаточно жесткий, если не жестокий.
Ибо в экстремальной ситуации на кону жизнь.
Вы не поверите, но много есть ситуаций, когда выживший в ЭС человек сам собой представляет угрозу. Для себя и окружающих.
Вот я вам сейчас расскажу, порой матом, на будущее. Надеюсь, не пригодится.
Не, я не буду рассказывать про стадии посттравматики. Я расскажу, что надо делать в первые часы и минуты опосля ЧП. И, порой, с матом. Так что осторожнее. Духовно богатым не читать. Все одно применить не сможете.
Разные люди - разные реакции. Вот по разным реакциям и пойдем.


1. Бред, галлюцинации.
Бывает такое. Сразу сдавать психиатрам, так то. Тут и ЧМТ может быть. Но не всегда возможно сразу госпитализировать. Шо делать? Изолировать от окружающих, при этом находиться рядом. Если необходимо - обездвижить. Тупо связать по рукам и ногам. Желательно в помещении никого не должно быть. кроме пострадавшего и "санитара". И никаких предметов, которые не приколочены. Никаких споров с ним. Соглашаться во всем.Говорить спокойно, низким голосом.
2. Апатия.
Говорить с ним, задавать простые вопросы. Как тебя зовут? и все такое. Не читать нотации какие-то, успокаивать. просто задавать вопросы. Не важно, что он отвечает, важно, что реагирует. Отвести в сторону, заставить снять обувь (обязательно!), напоить горячим сладким чаем. Взять за руку или положить руку на лоб. Если сеть возможность - уложить спать.  Нет возможности - привлечь к работам. И постоянно находиться рядом.
3. Ступор.
Чем отличается от апатии? В ступоре человек вообще не реагирует на слова. В апатии он как зомби: медленный и тупой. В ступоре как труп. Он воспринимает, но реагировать не может.
Согнуть пальцы, прижать их к ладони (у пострадавшего, естественно), большие пальцы наружу. массировать точки на бровях - ровно над зрачками. Они, эти точки, зело болезненные. Что и требуется - вызвать сильные негативные эмоции. Можно агрессию на себя. Матом, пощечиной, грубостью - не важно. Агрессивное состояние безопаснее ступора. От так ота. Любыми средствами вывести из оцепенения. ЛЮБЫМИ!!!
4. Двигательная активность.
Сразу иммобилизация. Захват сзади, например. Можно связать. Не спорить, поддакивать. Просто обездвижить. После ДА идет либо агрессия, либо нервная дрожь.
5. Агрессия.
Нагрузить высокой физической нагрузкой (лень синонимы подбирать, потому простите за тавтологию). Вполне себе работает тут угроза наказания или само наказание. Удар в репу весьма целительное средство. Можно, опять же, изолировать и иммобилизовать (да связать, проще говоря).
6. Страх.
Говорить, соглашаться, кинестетический контакт на уровне поглаживаний, легкого массажа. Отзеркаливание: "Я вижу, ты боишься". Опять же горячий сладкий чай. Пледом укрыть - это создает ощущение защищенности. А да... Еще дышать с ним в одном ритме. И дать выговориться.
7. Нервная дрожь.
У меня такая херня бывает. Сам вроде спокоен, а колотит как тузика. Аж сигарету не закурить. Опасно внезапной остановкой сердца, например. Тут сразу нужна тяжелая физическая нагрузка - отжимания, приседания. Можно резко схватить и трясти секунд 10-15, при этом, беспрерывно, говоря с ним: "ты меня слышишь? Как тебя зовут?" После чего агрессия пойдет, но легкая, может пациент и ебнуть нечаянно. Самозащита у него. А психолог это макивара.
Вот тут прикол: нельзя укрывать пледом, нельзя успокаивать, обнимать, прижимать. А после того, как НД пройдет - можно уже оглушить: дать противошоковое (типа ударной дозы алкоголя) и спать, спать...
8. Плач.
А тут приобнять можно. И слушать, слушать, поддакивая. Не надо тут советов, причитаний и совместного рева. Просто слушать и поддакивать, иногда повторяя его фразы. Кивать, говорить: ага, да.
9. Истерика.
Отличается от плача театральностью: крики, воздевания рук к небу. В первую очередь: Удалить ненужных зрителей или изолировать пострадавшего. Если это не сделали: остальное не сработает. Разговаривать в приказном тоне: "Умойся! Выпей!" Можно резко уронить что-то тяжелое. Продемонстрировать агрессию, можно влепить пощечину. НЕ УСПОКАИВАТЬ!!! После истерики наступает апатия, потому под наблюдением. Можно оглушить и уложить спать.

Это самые элементарные ситуации и самые элементарные приемы.



Comments

( 28 comments — Leave a comment )
georg_pik
Jul. 15th, 2012 04:02 pm (UTC)
а если пострадавших 200 человек без жилья и они хотят избить пожарных, которые "тушили" их дома?
ivakin_alexey
Jul. 15th, 2012 04:05 pm (UTC)
Водометами, для начала.
georg_pik
Jul. 15th, 2012 04:14 pm (UTC)
после пожара здания сбербанка во владивостоке пожарные на вызовы ездили только с милицией, потому что пожарных всё время били. вот и водометы такой же эффект дадут.
ivakin_alexey
Jul. 15th, 2012 04:19 pm (UTC)
Да пох на толпу. Расчеты тут совершенно не причем.
kosenko_danila
Jul. 15th, 2012 04:55 pm (UTC)
Тут главное не перепутать нервную дрожь и страх.
ivakin_alexey
Jul. 15th, 2012 06:18 pm (UTC)
А чо там путать? Там мимика совершенно другая.
tt_762
Jul. 15th, 2012 06:51 pm (UTC)
Спасибо. Хорошо сформулировано.
inselbewohner
Jul. 15th, 2012 06:53 pm (UTC)
Вот со всеми агрессивными, активными - понятно, а вот в чем опасность для окружающих от тех, кто в ступоре и апатии? Ну пусть тупят, потом отойдут... Или нет?
ivakin_alexey
Jul. 15th, 2012 06:57 pm (UTC)
Сдохнуть может. Просто так. Угаснуть. Или руки на себя наложить.
chuk_reader
Jul. 15th, 2012 07:15 pm (UTC)
Эммм... Вроде как и ступор и апатия - всего лишь отходняк от адреналинового передоза? Неужели от этого умирают?
ivakin_alexey
Jul. 15th, 2012 07:19 pm (UTC)
Запросто. Сердечко.
liveglinskie
Jul. 15th, 2012 07:50 pm (UTC)
От оно как...а я-то думала,МЧС-ные психологи волшебники какие....)))) как у них все гладко получается. Однако МЧС - наверно единственная структура, где нашу специальность уважают, по делу. Или не так?
ivakin_alexey
Jul. 15th, 2012 09:43 pm (UTC)
Нет, не единственная.
nomatterman
Jul. 15th, 2012 08:14 pm (UTC)
сильно, спасибо!
но тут нужно самому чётко фильтровать какой сестре - по какой серьге, а значит - самому дышать ровно, трезво и не перекрываться чужими эмоциями, что на своём дилетантском уровне знаю - непросто.
ivakin_alexey
Jul. 15th, 2012 09:42 pm (UTC)
А шоб четко фильтровать - тут годы подготовки нужны.
nomatterman
Jul. 15th, 2012 09:55 pm (UTC)
а про то и стаскивается с немудрёной башки картуз да поклон бьётся в уважении. ;)
был у меня давненько в "близких" "доктор со скорой", которому диплодоком на Фонтанке бровь с места не сдвинешь - только и подскажет верный курс, да жизнь развела. а самого - пока щадит, десертом что-то готовит, верно.
nomatterman
Jul. 15th, 2012 08:16 pm (UTC)
и да, ещё раз - спасибо, потому как закладочку вложу.;)
philipp_stalker
Jul. 15th, 2012 08:18 pm (UTC)
Толково. Может, пригодится для моей графоманины.
ivakin_alexey
Jul. 15th, 2012 09:42 pm (UTC)
Да без проблем :)
tarkhil
Jul. 16th, 2012 07:39 am (UTC)
Спасибо, и ценно, и в текст пойдет...
nick13_spb
Jul. 16th, 2012 10:20 am (UTC)
Спасибо. Коротко и по делу, аж курс в Академии вспомнил))

Только вот такого не помню, да и не понятно: "заставить снять обувь (обязательно!)", при апатии... Какой в этом смысл, поясните пжлст.
ivakin_alexey
Jul. 16th, 2012 10:26 am (UTC)
создает иллюзию психологического комфорта.
nick13_spb
Jul. 16th, 2012 11:15 am (UTC)
Точно ))
izlington
Jul. 16th, 2012 05:48 pm (UTC)
спасибо.
vladislav03
Jul. 20th, 2012 04:13 pm (UTC)
Не, я не буду рассказывать про стадии посттравматики
________________
Почему? Интересно же.
kouzdra
Jul. 25th, 2012 04:48 pm (UTC)
Ну в общем если увидишь психолога в экстремальной ситуации - лучше всего в него стрелять без предупреждения. Если не из чего стрелять - изловчиться и зарезать.
nikoberg
Aug. 30th, 2012 10:28 am (UTC)
Очень толково и по делу.

Толкьо вот беспокойного и агрессивного не так просто обездвижить)))

Разве что раушем доской или прикладом...
nick13_spb
Sep. 10th, 2012 08:26 am (UTC)
Алексей, подскажите пожалуйста, по постравматике что дельного можно почитать?
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner